Лекция №7
Модуль CRT. Назначение. Установка текстовых режимов. Очистка экрана и управление строками на экране. Вывод на экран.
модули в среде Turbo Pascal
Наличие модулей в среде Turbo Pascal позволяет программировать и отлаживать программу по частям, создавать библиотеки подпрограмм и данных, воспользоваться возможностями стандартных модулей, практически неограниченно увеличивать кодовую (содержащую коды команд) часть программы. В Turbo Pascal в настоящее время имеется большое количество стандартных подпрограмм и данных, объединенных в несколько стандартных модулей. Они позволяют упростить процедуру написания программ, более полно использовать возможности компьютеров типа IBM PC, возможности операционной системы MS DOS. В библиотеке имеются следующие стандартные модули:
System основная библиотека;
Strings работа с ASCIIZстроками;
Crt работа с консолью;
Graph графическая библиотека;
Dos использование возможностей ДОС;
WinDos использование возможностей ДОС с использованием ASCIIZстрок;
Overlay организация оверлейных структур;
Printer работа с принтером;
Turbo3 связь с программами Turbo Pascal 3.0;
Graph3 связь с графикой Turbo Pascal 3.0.
Модули Strings, Graph, WinDos, Turbo3 и Graph3 находятся соответственно в файлах strings.tpu, graph.tpu, windos.tpu, turbo3.tpu и graph.tpu, остальные в файле turbo.tpl.
модуль Crt. Назначение.
Формирование изображения на экране компьютера происходит с помощью дисплейного адаптера. В зависимости от установленного адаптера дисплей может работать в текстовых и графических режимах. Текстовые режимы поддерживает модуль CRT, графические модуль GRAPH.
Стандартный модуль CRT является важнейшей частью интегрированной системы Turbo Pascal. Он устанавливает режим работы адаптера дисплея, организует прямой вывод в буфер экрана, регулирует яркость свечения символов и выполняет другие функции, необходимые для эффективной работы ЭВМ.
Подключение модуля CRT в пользовательскую программу осуществляется в виде стандартной строки:
Uses Crt;
С момента подключения модуля CRT пользователю доступны все содержащиеся в нем стандартные средства.
установка текстовых режимов.
Текстовые режимы служат для отображения символов кодовой таблицы ЭВМ и характеризуются количеством символов в строке и строк на экране. Минимальной единицей управления служит символ. Символ строится из нескольких точек (пикселей), которые преобразуются в символ на аппаратном уровне. Текстовые режимы поддерживаются всеми существующими типами адаптеров.
Установка этих режимов осуществляется стандартной процедурой
TextMode(Mode: integer);
Возможные значения режима Mode:
монитор |
экран |
адаптер |
константа |
режим |
B&W |
40х25 |
CGA, EGA |
BW40 |
0 |
color |
40х25 |
CGA, EGA |
СО40 |
1 |
B&W |
80x25 |
CGA, EGA |
BW80 |
2 |
color |
80x25 |
EGA, SVGA |
CO80 |
3 |
Значение может быть задано именем константы (BW40, CO80 ..) или номером режима (0, 1,...).
Пример.
TextMode (BW80);
TextMode (CO40);
В модуле CRT существует переменная LastMode размерности word, она содержит номер последнего установленного текстового режима и может быть использована как для проверки номера текстового режима:
Write ('Текстовый режим', LastMode);
так и для возвращения из графического режима в текстовый:
TextMode (LastMode);
В модуле CRT имеется специализированная константа Font8x8, которая служит для инициализации расширенных текстовых режимов работы адаптеров дисплея. Это, как правило, относится к адаптерам дисплея EGA (Enhenced Graphics Adapter) и VGA (Video Graphics Adapter). Эти адаптеры позволяют работать в 43 и 50строчных режимах. Различные их модификации дают возможность манипулировать строками экрана до 120 символов длиной. При установке видеорежимов для таких адаптеров из памяти загружаются шрифты с различными матрицами для символов. Известны матрицы 8х8, 8х14, 8х16 для представления каждого символа
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.