Производственная программа и производственная мощность предприятия. Пути рационального использования производственной мощности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

предприятиях, выпускающих несколько видов или марок однородной продукции, которая приводится к одному виду принятому за базу. Объем производства в этом случае определяется в условных единицах, для перевода в которые применяются коэффициенты. Расчет коэффициентов перевода  проводится на основе одного из трех способов:

1) по полезности производимой продукции;

2) по мощности;

3) по трудоемкости производимой продукции.

В процессе разработки производственной программы все объемные расчеты ведутся по номенклатуре и ассортименту.

Номенклатура – это укрупненный перечень наименований изделий. Например, номенклатура производства металлорежущих станков содержит более 20 их видов (токарные, фрезерные, расточные и т.д.). Номенклатура на уровне государства используется для оценки обеспеченности страны определенными видами продукции. Она является обязательным статистически отчетным показателем.

Ассортимент – это набор разновидностей продукции внутри номенклатуры, ее состав по типоразмерам, сортам, маркам, фасонам. Ассортимент используется предприятием при заключении договоров с заказчиками, внутреннем планировании.

Стоимостные показатели – объем производимой продукции определяется в денежных единицах. При использовании данных показателей измерителем объема продукции выступает цена.

Объем производства в стоимостном измерении можно исчислять на уровне предприятий, выпускающих разнородную продукцию.

Существует целая система стоимостных показателей объема производства продукции:

1) товарная продукция (ТП);

2) реализованная продукция (РП);

3) валовая продукция (ВП);

4) чистая продукция (ЧП);

5) условно-чистая продукция (УЧП);

6) валовой и внутренний товарообороты.

Товарная продукция включает стоимость готовых изделий, предназначенных для реализации на сторону, своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия; полуфабрикатов своего производства и продукции вспомогательных и подсобных производств, предназначенных к отпуску на сторону; стоимость работ непромышленного характера, выполняемых по заказам со стороны или непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия.

Для расчета динамики изменения объема производства продукции используются сопоставимые цены (для устранения влияния инфляционного фактора). Для этого одинаковая продукция двух сравниваемых периодов рассчитывается в ценах действующих на 1 января планового года. Объем производства продукции в сопоставимых ценах является обязательным статистическим отчетным показателем для предприятий всех форм собственности и используется на уровне государства при расчете совокупного общественного продукта, национального дохода.

Реализованная продукция – это поставленная предприятием товарная продукция заказчику, торговым и сбытовым организациям и оплаченная ими (на расчетный счет за продукцию поступили денежные средства или оприходованы товарно-материальные ценности по бартерной сделке). Объем реализованной продукции можно определить по следующей формуле:

РП = ТП + Он.п.1 – Он.п.2,

где Он.п.1 – объем нереализованной продукции на начало планового периода;

Он.п.2 – объем нереализованной продукции на конец планового периода.

Параллельно с понятием «реализованная продукция» используется термин «выручка от реализации продукции». В состав выручки от реализации продукции включается оплаченная

Похожие материалы

Информация о работе