предприятиях, выпускающих несколько видов или марок однородной продукции, которая приводится к одному виду принятому за базу. Объем производства в этом случае определяется в условных единицах, для перевода в которые применяются коэффициенты. Расчет коэффициентов перевода проводится на основе одного из трех способов:
1) по полезности производимой продукции;
2) по мощности;
3) по трудоемкости производимой продукции.
В процессе разработки производственной программы все объемные расчеты ведутся по номенклатуре и ассортименту.
Номенклатура – это укрупненный перечень наименований изделий. Например, номенклатура производства металлорежущих станков содержит более 20 их видов (токарные, фрезерные, расточные и т.д.). Номенклатура на уровне государства используется для оценки обеспеченности страны определенными видами продукции. Она является обязательным статистически отчетным показателем.
Ассортимент – это набор разновидностей продукции внутри номенклатуры, ее состав по типоразмерам, сортам, маркам, фасонам. Ассортимент используется предприятием при заключении договоров с заказчиками, внутреннем планировании.
Стоимостные показатели – объем производимой продукции определяется в денежных единицах. При использовании данных показателей измерителем объема продукции выступает цена.
Объем производства в стоимостном измерении можно исчислять на уровне предприятий, выпускающих разнородную продукцию.
Существует целая система стоимостных показателей объема производства продукции:
1) товарная продукция (ТП);
2) реализованная продукция (РП);
3) валовая продукция (ВП);
4) чистая продукция (ЧП);
5) условно-чистая продукция (УЧП);
6) валовой и внутренний товарообороты.
Товарная продукция включает стоимость готовых изделий, предназначенных для реализации на сторону, своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия; полуфабрикатов своего производства и продукции вспомогательных и подсобных производств, предназначенных к отпуску на сторону; стоимость работ непромышленного характера, выполняемых по заказам со стороны или непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия.
Для расчета динамики изменения объема производства продукции используются сопоставимые цены (для устранения влияния инфляционного фактора). Для этого одинаковая продукция двух сравниваемых периодов рассчитывается в ценах действующих на 1 января планового года. Объем производства продукции в сопоставимых ценах является обязательным статистическим отчетным показателем для предприятий всех форм собственности и используется на уровне государства при расчете совокупного общественного продукта, национального дохода.
Реализованная продукция – это поставленная предприятием товарная продукция заказчику, торговым и сбытовым организациям и оплаченная ими (на расчетный счет за продукцию поступили денежные средства или оприходованы товарно-материальные ценности по бартерной сделке). Объем реализованной продукции можно определить по следующей формуле:
РП = ТП + Он.п.1 – Он.п.2,
где Он.п.1 – объем нереализованной продукции на начало планового периода;
Он.п.2 – объем нереализованной продукции на конец планового периода.
Параллельно с понятием «реализованная продукция» используется термин «выручка от реализации продукции». В состав выручки от реализации продукции включается оплаченная
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.