МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ
ТРУДОВЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ГОМЕЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
КАФЕДРА ФИНАНСОВ
Краткий конспект лекций по курсу:
«Ценообразование»
Ст. преподаватель Приходько Т.В.
Гомель 2005
ТЕМА 1. МЕХАНИЗМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.
При изучении данной темы необходимо уяснить, что цену и рынок можно рассматривать как экономические категории, обусловленные товарным производством. В данном случае рынок выступает формой реализации товарно-денежных отношений и стоимостных категорий: финансов, заработной платы, себестоимости, прибыли цены.
Наряду со стоимостной теорией цены и ценообразования существуют и другие (теория рыночного ценообразования, теория предельной полезности, теория «регулируемого капитализма», монетаристская теория, модель «социального рыночного хозяйства»).
Играя важную роль в экономике, цены выполняют ряд важных функций: балансирующую, планово-учётную, распределительную и перераспределительную и информационную.
Используемые в экономике цены можно классифицировать по ряду признаков:
1) в зависимости от стадии товародвижения, на которой они формируются: отпускная цена предприятия - изготовителя, отпускная цена оптового предприятия, розничная цена.
2) по способу установления: регулируемые и свободные (договорные) цены.
3) в зависимости от принадлежности к товара к определённой отрасли народного хозяйства: оптово-отпускные цены на продукцию промышленности, закупочные цены на с/х продукцию, сметные цены в строительстве тарифы на различные производственные (транспортные, ремонтные, энергетического хозяйства) и непроизводственные (бань, фотографий, медицинские, юридические и т.д.) услуги.
4) виды цен с учётом условий поставки.
5) с учётом территориального распространения: единые (республиканские) и местные (региональные) цены.
6) в зависимости от рынка, на который поставляется продукция: цены для внутреннего и внешнего рынка.
Цену любого товара, услуги можно представить в виде следующей схемы:
Себестои-мость продукции |
Прибыль предприятия |
Косвен-ные налоги |
Оптовая (снабженческо-сбытовая) надбавка |
Торговая надбавка |
Отпускная цена предприятий |
||||
Оптовая цена |
||||
Розничная цена |
Задание для самостоятельной работы.
1. Охарактеризуйте воздействие каждой группы факторов в отдельности на динамику и особенности ценовой политики, проводимой фирмой.
Особые свойства товара |
В |
Политическая стабильность в стране |
|
Мобильность производства |
Н |
В |
Обеспеченность основными ресурсами |
Ориентация на рыночные сегменты |
У Т |
Н Е |
Масштаб государственного регулирования экономки и цен |
Жизненный цикл товара, его длительность |
Р |
Ш |
Общий уровень инфляции |
Организация сервиса |
Е |
Н |
Характер спроса |
Авторитет предприятия на рынке |
Н Н |
И Е |
Совершенствование налогового законодательства |
Реклама продвижения товара |
И |
Внешнеэкономическая политика государства |
|
Е |
Наличие и уровень конкуренции |
ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
И КОНТРОЛЬ ЗА ЦЕНАМИ В РБ.
Для лучшего усвоения темы о государственном регулировании и контроля за ценами, важно понимать, что свободное ценообразование в условиях перехода к рынку должно сочетаться с государственным регулированием цен. Оно дает возможность преодолеть недостатки, свойственные рыночной системе: социальное неравенство и связанное с ним неравномерное распределение доходов, охрана окружающей среды, развитием социальных сфер общества. Государственное регулирование обычно осуществляется в двух формах: прямое и косвенное. К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение и т.д. (антимонопольное законодательство, налоговая политика, приватизация и разгосударствление, дотации и субсидии и т.д.).
Прямое регулирование цен осуществляется в основном тремя способами: путём установления "ценового пола " и "коридора цен", «ценового потолка».
Наибольшее распространение получила политика "ценового потолка", которая используется в монополизированных отраслях, в крупных ситуациях, при установлении цен на социально- значимую продукцию.
Разработанная и принятая правительством в 1999 году Концепция ценообразования сочетает элементы централизованного управления процессом ценообразования с политикой сдерживания цен на местном уровне управления. Правовые основы государственной политики ценообразования. Сфера применения свободных и регулируемых цен, полномочия субъектов ценообразования были заложены в законе Республики Беларусь «О ценообразовании».
Субъектами ценообразования в Республике Беларусь:
-Республиканские органы государственного управления ;
-местные органы государственного управления;
-субъекты хозяйствования.
Проверкой правильности установления и применения цен занимается также комитет государственного контроля, налоговые и торговые инспекции, органы статистики.
Для осуществления контроля субъекты хозяйствования при реализации товаров обязаны указывать в товарно-сопроводительных документах свободную отпускную цену предприятия - изготовителя или импортёра, ее количественные и качественные характеристики. При поставке продукции через оптовые или снабженческо-бытовые предприятия в документах должен отражаться размер оптовой наценки.
В республике действует порядок применения экономических санкций за нарушения дисциплины цен. К нарушениям относятся:
-завышение (занижение) регулируемых государством цен;
-завышение (занижение) размеров налогов и неналоговых платежей или не включение их в состав цены;
-включение в стоимость услуг фактически невыполненных работ;
-превышение оптовых и розничных торговых надбавок (скидок) при ограничении их уровня;
-реализация продовольственных товаров сверх нормативных сроков реализации.
Органы ценообразования имеют право на применение экономических санкций за нарушение дисциплины цен, а также
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.