Эргономика и автоматизированные системы. Взаимодействие человека и машины. Системное наполнение пакета SAMMIE

Страницы работы

11 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ЭРГОНОМИКА    И     АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ   СИСТЕМЫ.

Эргономика-      это научная  дисциплина,изучающая деятельность человека в условиях окружающей среды.В центре внимания эргономики оказываются вопросы оформления рабочего места и обеспечения внешних условий работы (температура воздуха и освещение, взаимоотношения с коллегами,  использование инструментов и механизмов, методы организации труда и производства).До последнего времени эргономике не уделялось должного внимания,отрицалась сама возможность ее воздействия на проектирование. Появление систем САПР/АСТПП изменило ситуацию, и теперь у конструктора появился мощный инструмент, позволяющий учитывать человеческий фактор уже на самой ранней стадии проектирования.

Антропометрия- одна из группы научных дисциплин, образующих эргономику, которую можно определить как набор сведений о строении человеческого тела. Подробно вопросы эргономики и антропометрии изложены в работе Хокса (Hawkes “The Engineering Design Process & Engineering Design for  Technician”)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И МАШИНЫ.

Любого человека, работающего с машиной, можно рассматривать как часть замкнутой циклической системы управления, в которой оператор (человек) получает и обрабатывает информацию, а затем производит адекватные действия.

Информация (например, скорость автомобиля) передается оператору с помощью устройства отображения информации (дисплея) через канал вывода. Дисплей  является одним из источников информации, призванных помочь оператору в управлении машиной. Обычно в качестве устройства отображения выступают циферблаты датчиков, цифровые и световые индикаторы.

Информация от дисплея пересылается через зрительные и нервные системы в мозг оператора, где она обрабатывается для принятия решения относительно требуемого воздействия.  После этого решение (в виде мускульных усилий человека) передается элементу управления, образуя, таким образом, канал передачи решения.

Устройство управления – прибор, который контролирует поведение машины. Такими приборами могут быть маховики, манипуляторы, рычаги, кнопки управления, педали и клавиши. Изменение в поведении машины фиксируется приборами и снова передается по каналу вывода на устройство отображения информации – цикл управления замкнулся.

Эффективность цикла управления зависит от внутренних и внешних факторов. Устройство отображения информации передает данные в доступном виде, обладает скоростью, сравнимой со скоростью выдачи оператором управляющих воздействий. Устройство отображения информации следует расположить таким образом, чтобы свести к минимуму физические усилия оператора на считывание информации. Коммуникационный канал  вывода имеет прямую связь с органами, принимающими решения, и не должен создавать помех (например, световых бликов на световой панели). Оператор должен обладать достаточными знаниями и физической подготовкой для принятия решений, адекватных рабочим ситуациям. Канал передачи решения обеспечивает прямой доступ к управлению и независимости от помех. Элемент управления имеет подходящие для оператора размеры, удобен в эксплуатации и совместим с выводом информации (любое воздействие на элемент управления адекватно выводится на устройство отображения информации). Канал передачи управления имеет надежную конструкцию.

Внешние факторы, такие, как температура, освещение, шум, вентиляция, физическое самочувствие и взаимоотношения с коллегами, также оказывают воздействие на эффективность цикла управления.

СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК.

Люди отличаются друг от друга по росту, весу, силе и телосложению, по способности видеть и слышать. Именно по этому в качестве критерия (меры) эргономисты используют данные для среднестатистического человека. Однако каждый знакомый со статистикой понимает, что понятие просто среднего или среднеарифметическогоможет ввести в заблуждение и потребуется дальнейший анализ учета расхождений от среднего.

Если при проектировании ориентироваться только на средние величины, то окажется, что лишь примерно половина всех возможных пользователей той или иной конструкции будет удовлетворена результатами проектирования. Очевидно, при учете потребностей больших контингентов людей, приходится отступать от средних параметров.

Данные о человеке удобно анализировать, если представить их в виде кривой нормального распределения, или кривой Гаусса, которая дает представление о процентном отношении людей, обладающих определенными антропометрическими данными.  

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ.

С точки зрения антропометрии человек рассматривается исключительно как тело, имеющее определенные размеры. В этом смысле антропометрия становится научной дисциплиной с собственными законами, обусловленными наличием значительных отклонений размеров в каждом конкретном случае.

Антропометрические данные можно составлять либо для людей всех типов, либо для отдельных групп населения. Достаточно обширные группы можно образовывать по различным признакам: возрасту, полу, национальности, состоянию здоровья.

В каждом конкретном случае выбор зависит от назначения проектируемой конструкции. Например, совсем разные исходные данные могут потребоваться при проектировании автомобиля, предназначенного на экспорт и рассчитанного для эксплуатации его взрослыми людьми обоего пола различных национальностей, и при проектировании детского автомобиля для игры либо автомобиля для инвалидов.

При проектировании обычно используются диаграммы антропометрических данных, но они позволяют получать лишь

Похожие материалы

Информация о работе