Перестройка школьного обучения демократизации и гуманизма ставит в центр всей работы учителя и воспитателя развитие личности ребенка. Поэтому, готовясь к уроку и отбирая методы и приемы, я несколько раз продумываю каждый его элемент. Хорошо сказал Е. И. Ильин: "Наше главное звено урок. Не состоялся он - не состоялся учитель". Какие же методы и приемы я использую на уроке?
Как вы знаете методы обучения разделяются на две группы: одни из них ориентированы на передачу учащимся готовых знаний - это репродуктивные методы, развивающий эффект их использования недостаточно высок, а другие продуктивные - они ориентированы на обучение деятельности по самостоятельному приобретению новых знаний.
В начальном обучении ведущую роль играют репродуктивные методы, особенно на первых порах, так как у учащихся формируется база знаний и умений, на основе которой уже можно строить обучение познавательной простейшей деятельности. Наблюдение, опыт, измерения - эмпирические методы, используемые при изучении естественных экспериментальных наук. Однако их можно применять на уроках математики в качестве эвристических. Например, в подготовительном классе разбираем тему "Множества и подмножества". На столах у детей лежат вот такие карточки
Дети еще не знают, о чем пойдет речь, но уже из общей массы предметов, опираясь на свой опыт, назовут одинаковые, объединив их по темам "Овощи", "Фрукты" и т. д.
Опытным путем учащихся "открывают" все практически все свойства арифметических операций, функциональных зависимостей, геометрических фигур. Это делают с той целью, чтобы дети почувствовали себя первооткрывателями.
Предмет "Мая Радзiма - Беларусь". Идет урок на тему "Мы в староруской школе". Он пострадает так, что нужно сравнить учебу детей в настоящее время и лет 100 - 150 назад. Дети сравнивают это на практике (пишем на глиняных дощечках палочками, кто посмелее стоит на горохе, решаем задачи из учебника Магницкого) здесь же метод сравнения подготовили нам почву для применения аналогии.
Давайте, уважаемые педагоги, попробуем с вами решить следующие примеры:
12 + 21=33
123 + 321=444
1234 + 4321=5555
– Посмотрите внимательно, что вы заметили?
Это правило Магницкий назвал правилом чисел - перевертышей. Теперь, когда вы сами вывели это правило, устно сложите такие числа:
12345 и 54321=66666
В конце этого урока мы сделали вывод: что жизнь не стоит на месте: все течет, все изменяется, совершенствуется, но много полезного, нужного мы берем из прошлого.
Или вот еще один пример логических методов: аналогии и сравнения, которые применяются на уроках математики.
Под первой картинкой вопросы:
На сколько больше синих цветков, чем красных?
Сколько всего цветков?
На второй картинке птицы. Учащиеся по аналогии должны поставить вопросы к этой задаче и решить ее. Такие приемы на уроке развивают логическое мышление учащегося, служат эвристическим приемам для формулировки гипотез.
Выразительное чтение - неотъемлемая часть любого урока в начальных классах. Оно оказывает огромное влияние на общее развитие учащегося. А как оно способствует повышению культуры устной речи, формированию поэтического вкуса. Использую на уроках чтения музыку П. Чайковского, Л. Бетховена, Э. Грига при ознакомлении с произведениями. Музыка способствует эмоциональному восприятию текста, раскрытию детской души.
Вместо простого пересказа, сюжетной канвы, которая всегда увлекательна, а, следовательно, она играет развивающую роль. Проходим тему "Былины". Рассматриваем репродукцию к картине В. Васнецова "Богатыри".
Вопрос: зачем В. Васнецов в "Богатырях" на первом плане написал не могучие деревья, а маленькие сосенки?
Ответ найдите в тексте былины.
Чтобы дети учились общаться, быть терпимыми друг к другу, к неудачам товарища применяют такие виды работы, как работа в парах и коллективное выполнение работы.
Рассмотрим это на примерах:
1 класс. Тема урока: "Правописание чн, чк". Пары получают карточки.
№1 №2 дочка ночной елочка речной кочка ручной колечко песочный
Сделай вывод, проверь себя по правилу, помещенному на стр. 64.
____________________ ____________________
Вставь пропущенные буквы и подчеркни их.
сестри...и дево...а сини...и ру...ка удо...а пе...ка щ...ка ч...лан
Дети работают по алгоритму.
1. Прочитай и разберись в том, что дано в верхней части карточки.
2. Прочитай нижнюю часть карточки.
3. Выполни все задания в тетради.
4. Проверь себя.
5. Расскажи товарищу о том, что дано в верхней части карточки.
6. Все ли слова на изучаемое правило?
7. Обменяйтесь карточками и выполните задания, помещенные в нижней части карточки.
Примером коллективной работы может являться работа, которую я часто провожу на уроках художественного труда.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.