Проектирование привода вращательного движения (частота вращения выходного вала - 20 об/мин, крутящий момент на выходном валу - 0,5 Н*м), страница 2

Выбираем трёхступенчатый редуктор Джеймса. Его кинематическая схема изображена на рис.1.

Рис. 1. Кинематическая схема редуктора.

Передаточное отношение всех ступеней принимаем одинаковым и равным

.     [3, стр. 138]

Определяем количество зубьев:

Числа зубьев подберем путем совместного решения уравнения передаточного отношения  и условия соосности , с учетом условия сборки:

где:

К – число сателлитов,

Θ – целое число [6, стр. 187].


Исходя из конструктивных соображений принимаем число зубьев центрального колеса равным , а число зубьев солнечного колеса

Проверка по условию сборки:

 - целое число, расчет проведен верно.

Исходя из условия соосности, определим число зубьев сателлита:

.

Определим фактическое передаточное отношение ступени:

При этом ошибка:

Определим угловые скорости для каждой ступени. Кинематическая схема одной ступени показана на рис. 2:

Рис. 2. Кинематическая схема одной ступени редуктора.

;

;

Определим КПД передачи:

Определим крутящие моменты:

, где ηм – КПД муфты;

где ηз.п. – КПД передачи; ηп – КПД подшипника скольжения;

;

;

.


2.2. Расчёт параметров ступеней редуктора

 


Для расчёта межосевых расстояний ступеней редуктора воспользуемся формулой:

,             [4, стр. 135]

где Eпр – модуль Юнга (для данного материала Eпр=1,2.103);

Ti – крутящий момент (Ti=Н.м)

Кнв– коэффициент концентрации нагрузки по контактным напряжениям(=1.13);

 – допускаемое контактное напряжение (материал полиамид 610, ГОСТ 10589-87);

 – коэффициент ширины зубчатого венца;

.

Модули зубчатых колёс рассчитываем по формуле:

.

Примем модули всех зубчатых колес равными m = 0.5 [5, стр. 212], при этом межосевое расстояние станет равным:

;

тогда ширина зубчатого венца:

.

Диаметры делительных окружностей зубчатых колес:

;

;

.

Диаметры окружностей вершин:

;

;

.

Диаметры окружностей впадин:

;

;

.


2.3. Расчёт валов

 


Предварительный расчёт:

Так как муфта передаёт на вал только крутящий момент, поэтому часть вала с насаженной муфтой работает лишь на кручение. Тогда из условия прочности находим диаметр вала под соединительную муфту:

, [5, стр. 371] где  - крутящий момент;

- допускаемое напряжение при кручении,

;

, где n – запас(1.5…5).

Подставляя в формулу конкретные значения, получим:

.

Так как диаметр вала двигателя больше, чем диаметр вала под муфту, то примем .

Вследствие незначительных нагрузок диаметры всех остальных валов принимаем равными 4 мм.


2.4. Расчет штифтового соединения

 


Для используемого в данной работе муфтового соединения применяются штифты. Штифтовое соединение, нагруженное крутящим моментом T (=Н.мм), рассчитывается на срез. Запишем условие прочности:

,  [5, стр.149]

где   допускаемое напряжение на сдвиг (для стали 50 МПа),

 - сила вызывающая сдвиг (срез) штифта, где d – диаметр вала;

 - площадь поперечного сечения, откуда:

.

Рассчитаем диаметр штифта:

Примем диаметр штифта равным 1 мм, тогда длинна штифта:


2.5. Расчет и выбор подшипников

 


Так как осевая нагрузка равна 0, то в качестве всех опор будем использовать радиальные подшипники скольжения. В качестве материала будем использовать углепластик АФ-3Т [1, т. 2 стр. 66], с высоким содержанием порошковых углеродных наполнителей и смол горячего отверждения. Выбор обоснован возможностью таких подшипников работать без смазки, при сложных внешних условиях (запыленность, резкий перепад температур и т. д.). Далее приведена характеристика АФ-3Т (рис. 4)

Рис.4. Характеристика материала для подшипника скольжения

Рассчитаем подшипники под выходной вал. Для этого определим нагрузку на опору. Для последнего зубчатого колеса определи окружную и радиальную силу:

Окружная сила:

, [5, стр. 375], где T – крутящий момент на водиле III ступени передачи();

m – модуль зубчатого зацепления, сателлита и солнечного колеса;

z -  чмсло зубьев сателлита.

.

Радиальная сила:

, [5, стр. 375]

.

Итак, условие работоспособности по удельному давлению:

, [5, стр. 404]

где F – нагрузка на опору, l и d – длинна и диаметр вкладыша,

 - допускаемое давление (=12 МПа). Найдем p:

Запишем критерий теплостойкости:

, [5, стр. 404]

где n – частота вращения вала (20 об/мин),

- допускаемое значение критерия теплостойкости (=30 МПа.м/сек)