Выбираем трёхступенчатый редуктор Джеймса. Его кинематическая схема изображена на рис.1.
Рис. 1. Кинематическая схема редуктора.
Передаточное отношение всех ступеней принимаем одинаковым и равным
. [3, стр. 138]
Определяем количество зубьев:
Числа зубьев подберем путем совместного решения уравнения передаточного отношения и условия соосности , с учетом условия сборки:
где:
К – число сателлитов,
Θ – целое число [6, стр. 187].
Исходя из конструктивных соображений принимаем число зубьев центрального колеса равным , а число зубьев солнечного колеса
Проверка по условию сборки:
- целое число, расчет проведен верно.
Исходя из условия соосности, определим число зубьев сателлита:
.
Определим фактическое передаточное отношение ступени:
При этом ошибка:
Определим угловые скорости для каждой ступени. Кинематическая схема одной ступени показана на рис. 2:
Рис. 2. Кинематическая схема одной ступени редуктора.
;
;
Определим КПД передачи:
Определим крутящие моменты:
, где ηм – КПД муфты;
где ηз.п. – КПД передачи; ηп – КПД подшипника скольжения;
;
;
.
2.2. Расчёт параметров ступеней редуктора
Для расчёта межосевых расстояний ступеней редуктора воспользуемся формулой:
, [4, стр. 135]
где Eпр – модуль Юнга (для данного материала Eпр=1,2.103);
Ti – крутящий момент (Ti=Н.м)
Кнв– коэффициент концентрации нагрузки по контактным напряжениям(=1.13);
– допускаемое контактное напряжение (материал полиамид 610, ГОСТ 10589-87);
– коэффициент ширины зубчатого венца;
.
Модули зубчатых колёс рассчитываем по формуле:
.
Примем модули всех зубчатых колес равными m = 0.5 [5, стр. 212], при этом межосевое расстояние станет равным:
;
тогда ширина зубчатого венца:
.
Диаметры делительных окружностей зубчатых колес:
;
;
.
Диаметры окружностей вершин:
;
;
.
Диаметры окружностей впадин:
;
;
.
2.3. Расчёт валов
Предварительный расчёт:
Так как муфта передаёт на вал только крутящий момент, поэтому часть вала с насаженной муфтой работает лишь на кручение. Тогда из условия прочности находим диаметр вала под соединительную муфту:
, [5, стр. 371] где - крутящий момент;
- допускаемое напряжение при кручении,
;
, где n – запас(1.5…5).
Подставляя в формулу конкретные значения, получим:
.
Так как диаметр вала двигателя больше, чем диаметр вала под муфту, то примем .
Вследствие незначительных нагрузок диаметры всех остальных валов принимаем равными 4 мм.
2.4. Расчет штифтового соединения
Для используемого в данной работе муфтового соединения применяются штифты. Штифтовое соединение, нагруженное крутящим моментом T (=Н.мм), рассчитывается на срез. Запишем условие прочности:
, [5, стр.149]
где допускаемое напряжение на сдвиг (для стали 50 МПа),
- сила вызывающая сдвиг (срез) штифта, где d – диаметр вала;
- площадь поперечного сечения, откуда:
.
Рассчитаем диаметр штифта:
Примем диаметр штифта равным 1 мм, тогда длинна штифта:
2.5. Расчет и выбор подшипников
Так как осевая нагрузка равна 0, то в качестве всех опор будем использовать радиальные подшипники скольжения. В качестве материала будем использовать углепластик АФ-3Т [1, т. 2 стр. 66], с высоким содержанием порошковых углеродных наполнителей и смол горячего отверждения. Выбор обоснован возможностью таких подшипников работать без смазки, при сложных внешних условиях (запыленность, резкий перепад температур и т. д.). Далее приведена характеристика АФ-3Т (рис. 4)
Рис.4. Характеристика материала для подшипника скольжения
Рассчитаем подшипники под выходной вал. Для этого определим нагрузку на опору. Для последнего зубчатого колеса определи окружную и радиальную силу:
Окружная сила:
, [5, стр. 375], где T – крутящий момент на водиле III ступени передачи();
m – модуль зубчатого зацепления, сателлита и солнечного колеса;
z - чмсло зубьев сателлита.
.
Радиальная сила:
, [5, стр. 375]
.
Итак, условие работоспособности по удельному давлению:
, [5, стр. 404]
где F – нагрузка на опору, l и d – длинна и диаметр вкладыша,
- допускаемое давление (=12 МПа). Найдем p:
Запишем критерий теплостойкости:
, [5, стр. 404]
где n – частота вращения вала (20 об/мин),
- допускаемое значение критерия теплостойкости (=30 МПа.м/сек)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.