Современные гигиенические аспекты охраны и укрепления здоровья детей и подростков

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ, ЭКОЛОГИИ И РАДИАЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ

Обсуждена на заседании кафедры, протокол №     от   

ЛЕКЦИЯ № 14

по общей гигиене

Тема: «Современные гигиенические аспекты охраны и укрепления здоровья детей и подростков»

ГОМЕЛЬ 2007


Учебно-воспитательные цели

1)  Ознакомить студентов с основными закономерностями роста и развития детей и подростков

2)  Раскрыть роль изучения здоровья детей и подростков;

3)  Дать определение гигиены детей и подростков как науки

4)  Рассмотреть основные направления и задачи гигиены детей и подростков, принципы гигиенического нормирования

5)  Ознакомить с факторами, влияющими на состояние здоровья детей и подростков

6)  Дать определение понятия здоровья, критерии оценки состояния здоровья

7)  Раскрыть гигиенические аспекты возрастной периодизации детей и подростков, анатомо-физиологические особенности, характерные для каждого возрастного периода

8)  Ознакомить студентов с организацией медицинской помощи детям и подросткам

Литература

1.  Гигиена. Учебник для ВУЗов. //Под общей редакций акад. РАМН Г.И.Румянцева. - Москва.-ГЭОТАР-МЕД 2002.

2.  Пивоваров Ю.П. и др. Гигиена и основы экологии человека. Учебник. - Медицина. - М. – ACADEMA. - 2004.

3.  Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. Учебное пособие. //Под редакцией М.П.Дорошкевича, М.П.  Кравцова. - Минск. - Университетское. 2002.

4.  Попов С.В. Валеология в школе и дома. Санкт-Петербург «Союз». - 1997.

5.  Методы оценки физического развития и состояния здоровья детей и подростков. Учебно-методическое пособие. Карташева Н.В., Бортновский В.Н., Мамчиц Л.П. Гомель-2003.

6.  Вайнмбаум Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта. Учебное пособие. - М. - ACADEMA. 2002.

7.  САНПИН № 14-46-96 «Санитарные правила и нормы устройства, содержания и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений».

8.  Проект Закона Республики Беларусь «О Государственном стандарте общего образования» 2004.

9.  Сердюковская Г.Н. Гигиена детей и подростков. - М. Медицина. - 1989.

10.  Журналы периодической печати по гигиене детей и подростков, педиатрия.

11.  Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков.//Учебная литература для студентов медицинских вузов.- Москва.-Медицина.-2001.-с 378.

12.  САНПИН № 2.4.4.14.-5-2004 Устройство, содержание и организация режима в детских реабилитационно-оздоровительных центрах. Минск 2004г.

План чтения лекции

Введение. Актуальность проблем                                                                                    15 мин.

1.  Предмет изучения, цели, задачи 10 мин.

2.  Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья 20 мин.

3.  Гигиенические аспекты возрастной периодизации детей и подростков         25 мин.

4.  Организация медицинских осмотров детей и подростков. Определение степени готовности детей к школе 15 мин.

Заключение 5 мин.

Техническое оснащение

1.  Слайды мультимедийной лекции.


Введение. Актуальность проблем

Здоровье человека формируется с детства. Организм ребенка отличается от организма взрослого особенностями строения и функций отдельных органов и систем. Главная особенность организма ребенка — это состояние непрерывного роста и развития. Постоянно происходят количественные (рост) и качественные (развитие) изменения.

Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, которые являются основой для дальнейшего физического и психического развития организма. На всем этапе созревания (от момента рождения до половой зрелости) рост и развитие организма протекают в соответствии с объективно существующими законами:

  1. неравномерность тема роста и развития
  2. неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность)
  3. обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм)
  4. биологическая надежность функциональных систем и организма в целом
  5. генетическая обусловленность роста и развития
  6. обусловленность роста и развития средовыми факторами
  7. акселерация роста и развития

«Акселерация» - это ускорение темпов физического развития человека, заключающегося в относительно синхронном ускорении процессов роста и дифференцировки (созревания) различных структурных  частей и функций организма

Изучение состояния здоровья детей и подростков имеет значения:

1.  Состояние здоровья представляет собой  объективный показатель

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Общая гигиена
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
138 Kb
Скачали:
0