Организация противоэпидемических мероприятий в очагах зоонозных инфекционных болезней: Учебно-методическое пособие

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Введение

Важное место в системе государственного санитарного надзора занимает организация противоэпидемических мероприятий в очагах зоонозных инфекционных болезней. Для успешной борьбы с этой группой инфекционной патологии необходимо знание особенностей распространения природно-очаговых болезней. В пособии уделяется достаточное внимание изучению эпидемиологической роли животных и членистоногих в распространении зоонозных болезней, типизации зоонозных очагов, их характеристике, что необходимо знать при организации противоэпидемической работы.

Учебно-методическое  пособие составлено в соответствии с типовой учебной программой для медико-профилактического факультета по эпидемиологии.

ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ

Актуальность темы: Природно-очаговые болезни широко распространены в Республике Беларусь, имеют важное эпидемиологическое значение в патологии человека. Однако врачи первичного звена недостаточно полно владеют вопросами клинической и лабораторной диагностики этой группы заболеваний, что приводит к их не полному выявлению и возможному дальнейшему распространению. Будущий врач-эпидемиолог должен знать особенности распространения этих заболеваний среди людей, уметь организовывать профилактические и противоэпидемические мероприятия, направленные на борьбу с этой группой болезней.

Цель занятия — изучить особенности распространения зоонозов среди людей и меры профилактики этой группы заболеваний.

Задачи:

·  изучить роль животных, природных факторов в возникновении инфекционных болезней человека;

·  изучить особенности природных очагов инфекционных заболеваний их структуру и условия существования;

·  изучить классификацию и особенности природно-очаговых заболеваний;

·  изучить основные направления профилактики природно-очаговых зоонозов.

План занятия

1. Постановка цели занятия, ознакомление студентов с планом проведения занятий по общей эпидемиологии.

2. Разбор темы занятия.

3. Контроль усвоения студентами темы занятия.

4. Самостоятельная работа: решение тестовых заданий, задач.

5. Контроль усвоения конечного уровня знаний студентов, подведение итогов занятия.

Требования к исходному уровню знаний студентов

Для полного усвоения материала студенту необходимо повторить следующие темы:

·  «Роль микроорганизмов в развитии инфекционной патологии человека» (микробиология)

·  «Роль животных в развитии инфекционных и паразитарных заболеваний человека», «Общие закономерности развития жизни, взаимодействия с окружающей средой» (медицинская биология);

· «Адаптация человека к условиям внешней среды, физиологические сдвиги в организме при действии факторов внешней среды; (нормальная физиология).

Контрольные вопросы из смежных дисциплин

1. Какие Вы знаете болезни,  общие для человека и животных?

2. Какими путями чаще всего человек заражается от животных?

3. Какие методы лабораторной диагностики зоонозов применяются?

4. Какие микроорганизмы являются возбудителями зоонозов?

5. Какие зоонозы распространены в Республике Беларусь?

6. Какие меры защиты применяются от заражения зоонозами?

7. Что такое дератизация? Дайте определение понятия.

Основные вопросы по теме

·  животные как источники инфекции;

·  дератизационные мероприятия (средства, методы, формы применения ратицидов, виды дератизации, организация);

·  ветеринарно-санитарные мероприятия.

Животные как источники инфекции

Инфекционные заболевания, источником инфекции при которых являются животные, называются зоонозами. Распространены млекопитающие широко по территории земного шара. Класс современных млекопитающих включает около 20 различных отрядов, объединяющих около 6000 видов. Из них в Беларуси встречается 73 вида, относящихся к шести отрядам: насекомоядные — 10, рукокрылые — 15, хищные — 16, зайцеобразные — 2, грызуны — 24, парнокопытные — 6 видов. Многие виды млекопитающих, в особенности мышевидные грызуны, являются источниками инфекционных болезней. Самый многочисленный отряд млекопитающих — грызуны. Распространены грызуны широко по территории земного шара и приспособились к жизни в самых различных условиях – в лесу, поле, степи, пустыне, в горных и низменных местах. Грызуны, в основном, животные ночные или сумеречные, реже дневные

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
2 Mb
Скачали:
0