углубленным программам, должна быть организована в первую смену.
5. Расписание занятий должно учитывать типичную динамику (дневную и недельную) умственной работоспособности учащихся. Максимальная продолжительность урока установлена в 45 минут. В первых классах рекомендуется 35 минутный урок. Постепенно, в процессе учебной работы в школе у учащихся появляются признаки утомления, которые бывают наиболее выражены на последних уроках. У школьников младших классов утомление оказывается уже значительно выраженным к третьему, четвертому урокам, а у средних и старших – к пятому, шестому. Наиболее высокая работоспособность отмечается у учащихся младших классов, особенно на первых, вторых уроках, а у средних и старших классов – на вторых и третьих уроках. Именно эти уроки следует отводить для наиболее трудных предметов, требующих наибольшего внимания. В эти часы целесообразнее проводить контрольные работы. Нельзя проводить контрольные работы на последних уроках, так как учащиеся утомлены и внимание их рассеяно, что значительно снижает качество работы. Работоспособность изменяется не только в течение учебного дня, но и в течение учебной недели. Некоторое ее снижение отмечается в понедельник, затем работоспособность нарастает (вторник и среда), после чего начинает спадать. Школьное расписание оценивается положительно в том случае, если образуется один подъем – в среду или в четверг или два – в среду и пятницу.
Благоприятное влияние на функциональное состояние организма учащихся оказывают правильно организованные уроки ручного труда и физической культуры. После этих уроков работоспособность учащихся повышается, поэтому правильнее этим предметам отдавать третьи часы занятий в 1-4 классах и третьи-четвертые в 5-8 классах восьмилетней школы. Чередование различных предметов в режиме учебных занятий, при которых обеспечивается переключение учащихся с одного вида деятельности на другой, создает благоприятные условия для восстановления функциональной работоспособности клеток коры головного мозга.
С учетом этого необходимо строить так расписание занятий в течение недели, чтобы трудовые предметы были предусмотрены в дни наиболее высокой работоспособности. Для гигиенической оценки школьного расписания используют шкалу трудности предметов. При этом подсчитывается сумма баллов по дням недели в отдельных классах.
Шкала трудности предметов для младших классов (Агарков В.И., 1986г.)
Предмет |
Балл |
Математика |
8 |
Русский (национальный) язык |
7 |
Природоведение |
6 |
Русская (национальная) литература |
5 |
История (4 класс) |
4 |
Рисование и музыка |
3 |
Труд |
2 |
Физическая культура |
1 |
Шкала трудности предметов для старших школьников (Сивков И.Г., 1975 г.)
Предмет |
Балл |
Математика, русский язык |
11 |
Иностранный язык |
10 |
Физика, химия |
9 |
История |
8 |
Родной язык, литература |
7 |
Естествознание, география |
6 |
Физическая культура |
5 |
Труд |
4 |
Черчение |
3 |
Рисование |
2 |
Пение |
1 |
6. Нерационально вести подряд два урока с одним и тем же содержанием занятий, так как исследованиями установлено, что возбуждение клеток коры головного мозга, обусловленное длительным действием определенного раздражителя или комплекса раздражителей сменяется последующим торможением, поэтому сдваивание уроков с одним и тем же видом занятий приводит к понижению работоспособности на последующих уроках. В 5-9-х классах сдвоенными разрешено предусматривать уроки
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.