МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра общей гигиены, экологии и радиационной медицины
Обсуждена на заседании кафедры протокол № от « » 2007г.
ЛЕКЦИЯ № 4
по гигиене детей и подростков
ТЕМА: «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ И ШКОЛЕ. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
Гомель 2007
УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
1. Усвоить определение понятия адаптации и ее общих механизмов.
2. Разобрать основные механизмы адаптационного процесса, определение степени тяжести и факторов, их определяющих.
3. Ознакомить с физиологическими изменениями в организме детей, возникающими в период адаптации их к детскому дошкольному учреждению.
4. Изложить методы, определяющие функциональную готовность ребенка к школьному обучению
5. Дать определение понятия социальной адаптации, разобрать признаки социальной дезадаптации и мероприятия по ее профилактике.
6. Сформировать у студентов знания о медицинском обеспечении подготовки детей к детскому дошкольному учреждению и школе
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гигиена детей и подростков: Учебник. / Кучма В.Р. – М.: Медицина, 2003. – 384 с.: ил.
2. Гигиена детей и подростков. Руководство для санитарных врачей/ Под ред. Г.Н. Сердюковской и А.Г. Сухарева, М., «Медицина», 1986, 488с.
3. Санитарные правила и нормы организации обучения детей 6-летнего возраста №12-79-98 РБ, 23.07.1998г.
4. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов./ А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А.Фарбер. - М.: Просвещение, 1990, 319с.
5. Сердюковская Г.Н. Медико-психологические аспекты средовой дезадаптации детей и подростков и принципы ее профилактики // Проблемы социальной дезадаптации детей и подростков и принципы ее профилактики: Сборник научных трудов. М.: 1993. С. 3-11.
МАТЕРИАЛНЬОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕКЦИИ:
Слайды мультимедийной презентации
ПЛАН ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ:
1. Введение – 3 мин
2. Понятие адаптации, ее общих механизмов и адаптивных реакций как основы естественной профилактики болезней. Степени тяжести адаптации. Факторы их определяющие. Социальная адаптация как медико-биологическая проблема.
3. Функциональные сдвиги в организме детей раннего возраста в период адаптации к детскому дошкольному учреждению и пути их нормализации. Особенности адаптации при переходе из яслей в детский сад. Медицинское обеспечение подготовки детей в детские дошкольные учреждения. Организация жизни детей в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
4. Определение риска неблагоприятного течения адаптации к школе. Подготовка ребенка к поступлению в школу. Оценка функциональной готовности ребенка к обучению в школе. Профилактика социальной дезадаптации учащихся.
I. ВВЕДЕНИЕ
Распределение детей и подростков на группы здоровья с медицинских позиций позволяет планировать организацию медико-профилактической помощи, в то же время педагогу крайне важна характеристика здоровья ребенка, с социальных позиций, которая отражает возможности индивидуума осуществлять основные присущие ему социальные функции. Вместе с тем характеристика состояния здоровья коллектива с помощью указанных групп здоровья не может полностью удовлетворить гигиенистов, так как отнесение каждого индивида к той или иной группе характеризует его главным образом с позиций чисто врачебных, а не социальных.
Поэтому была разработана группировка популяции (С.М. Громбах, 1981), которая на основании состояния здоровья каждого индивида отражает возможность осуществлению им основных присущих ему социальных (общественно-трудовых и семейно-бытовых) функций.
Согласно этой классификации популяция делится на пять групп, каждую
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.