Санкт-Петербургский Государственный Институт
Психологии и Социальной Работы
Разработчик - канд. физ.- матем. наук, доцент Граничина Ольга Александровна
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2007 г.
Методические указания студентам.
Самостоятельная работа студентов предусматривает решение практических ситуаций в ходе осуществления исследовательской работы, а также анализ имеющихся статистических данных, связанных с изучением социальных и психологических явлений. Занятия проводятся фронтально при объяснении алгоритмов решения задач с активным привлечением студентов, а также используются индивидуальные задания, дифференцированные по сложности.
с целью эффективного выполнения самостоятельной работы, рекомендуется:
§ активно участвовать в освоении материала на лекциях;
§ самостоятельно работать с учебниками и научной литературой по рекомендации преподавателя в конкретной теме семинара и заданиях по самостоятельной работе студентов, делая при этом записи по прочитанному материалу;
§ прорабатывать материалы по предложенному списку основной и дополнительной литературы при подготовке к промежуточному, текущему, модульному и итоговому контролю, что позволяет в совокупности оценить работу каждого студента, насколько успешно и на каком уровне им освоен материал курса.
Требования к уровню освоения знаний
В результате изучения данной дисциплины студент должен:
■ знать основные понятия курса;
■ уметь самостоятельно проводить отдельные этапы статистического исследования;
■ уметь самостоятельно проводить математическую обработку полученных данных и строить простейший прогноз интересующего процесса;
■ уметь выполнять построение графического изображения собранных данных;
■ решать простейшие задачи по исчислению числовых характеристик, применяемых в статистике народонаселения, бюджета времени, моральной статистике и статистике образования.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
МОДУЛЬ 1
Тема 1. Предмет и задачи социальной статистики.
Знакомство с предметом и содержанием задач социальной статистики. Методы проведения социальных исследований. Организация статистики в Российской Федерации.
Тема 2. Теория вероятностей – теоретическая основа решения статистических задач.
Предмет теории вероятностей. Основные понятия теории вероятностей. Различные определения вероятности. Операции над вероятностями.
Тема 3. Методика разработки программы эксперимента.
Основные виды гипотез. Проверка истинности научной гипотезы. Основные методы экспериментального исследования. Анализ и обработка протоколов наблюдений. Анализ данных беседы. Анализ ответов на вопросы анкеты.
Тема 4. Основные методы количественной оценки педагогических явлений.
Метод регистрации. Метод ранговой оценки. Основные шкалы, применяемые при измерении социальных явлений.
МОДУЛЬ 2
Тема 5. Выборочный метод – основной метод решения статистических задач. Сущность выборочного метода. Способы отбора. Варьирующие признаки и их учет.
Тема 6. Систематизация данных.
Табличный способ обработки данных. Группировка данных при количественной дискретной вариации. Статистическое распределение выборки. Эмпирическая функция распределения.
Тема 7. Графическая обработка статистических данных.
Познавательное значение статистических графиков. Основные элементы графиков. Правила построения статистических графиков. Композиция статистического графика. Основные правила построения графиков. Виды и формы (классификация )графических изображений. Техника построения и анализа различных статистических графиков. Показательные графики и сравнительные диаграммы. Аналитические графики математической статистики.
Тема 8. Статистические характеристики совокупности.
Показатели, характеризующие центральную тенденцию ряда. Вычисление математического ожидания выборки. Мода и медиана. Показатели, характеризующие вариации вокруг центральной тенденции. Выводы по эксперименту.
МОДУЛЬ 3
Тема 9. Статистика населения (часть 1).
Основные объекты изучения и задачи статистики населения. Система показателей, характеризующих численность, состав, размещение и движение населения.
Тема 10. Статистика населения (часть 2).
Статистика уровня и качества жизни населения. Статистика доходов и расходов населения. Статистика общественного мнения. Основные методы и источники изучения общественного мнения. Индекс стоимости жизни и его исчисление.
МОДУЛЬ 4
Тема 11. Статистика бюджета времени.
Структура бюджета времени, показатели. Структура бюджета свободного времени. Индикаторы использования свободного времени, формулы их расчета.
Тема 12. Моральная статистика.
Цели, задачи, проблемы изучения моральной статистики. Методические основы моральной статистики. Правовая статистика – основная составляющая моральной статистики. Система показателей и основные классификации.
Тема 13. Статистика образования.
Цели, задачи, проблемы изучения статистики образования. Классификация образовательных учреждений. Классификация уровней образования в РФ. Основные показатели статистики образования.
ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ И ЗАДАНИЙ К НИМ
Практическое занятие №1. (По модулю 2 – 2 часа)
Тема:
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое варианта?
2. В каких случаях говорят, что изучаемый признак имеет точечный (интервальный) тип распределения?
Задания для выполнения:
1. Получены данные о результатах тестирования в баллах: 50 26 46 38 37 36 35 39 46 24 20 45 46 34 38 49 47 46 34 48 23 26 29 31 38 30 40 41 42 46 49 34 35 38 36 37 39 35 40 42.
Задание: разгруппировать данные в соответствие с распределением.
2. Получены данные о размерах проданной одежды в магазине: 48 50 46 48 46 48 48 48 50 50 52 56 48 46 48 50 50 52 50 48 46 44 42 48 50 48 46 46 48 48 50 50 48 52 54 52 50 48 46 48 50 50 48 42 46 48 50 50 52 52.
Задание: разгруппировать данные в соответствие с распределением.
3. Получены данные о продаже 50 пар женской обуви в магазине: 37 38 36 37 37 38 39 36 40 38 37 35 39 38 37 37 38 38 38 39 41 40 38 37 38 37 38 38 36 35 36 37 34 38 39 37 37 38 38 37 39 39 38 37 37 36 37 38 38 39.
Задание: разгруппировать данные в соответствие с распределением.
Литература:
1. Гинзбург А.И. Статистика. СПб, Из-во «Питер», 2002
2. Граничина О.А. Статистические методы психолого- педагогических исследований: Учебное пособие. СПб, Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2002
3. Граничина О.А. Методы статистики в социальных исследованиях (дополнительные материалы к курсу «Социальная статистика»). СПб, изд-во ГИПиСР, 2003
4. Граничина О.А. Начала социальной статистики. Элементы теории и задания. СПб, изд-во ГИПиСР, 2006
Практическое занятие №2. (По модулю 2 – 2 часа)
Тема:
Вопросы для обсуждения:
1. На каком этапе статистического исследования создаются графические
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.