Borland DELPHI: Методические указания к лабораторным работам по курсу «Информатика»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Решку», затем кнопкой дает возможность компьютеру «бросить» монету. Если пользователь выбрал «Орел» и у компьютера выпал «Орел», то пользователь выиграл, и наоборот (рисунок 4.15).

Общие сведения:

1) Функция-сообщение InputBox() используется для ввода строки текста (например имени). Значение третьего аргумента (строки по умолчанию) сохраняется в переменной Str. 

Str := InputBox('Игра Орел - Решка','Введите ваше  имя.', 'Петров');

2) Функция-сообщение ShowMessage() используется для вывода диалогового окна со строкой текста. 

ShowMessage('Привет!');

3) Применение компонента RadioGroup.

Компонент RadioGroup представляет собой группу круглых кнопок-переключателей RadioButton.

Если нажата ПЕРВАЯ кнопка в группе, то

RadioGroup1.ItemIndex = 0.

Если нажата ВТОРАЯ кнопка в группе, то

RadioGroup1.ItemIndex = 1 и т.д.

Если нет нажатых кнопок в группе, то

RadioGroup1.ItemIndex = -1.

План разработки проекта:

1)Создайте новый проект и сохраните его.

2) Установите у Form1 свойство Caption - Игра "Орел - Решка".

3) Расположите на форме компонент RadioGroup1  и с помощью Object Inspector установите свойство Caption - Выберите; с помощью Object Inspector образуйте в RadioGroup1 в свойстве Items две радиокнопки: Орел и Решка (рисунок 4.16).

4) Поместите на форму компонент GroupBox1  и положите на GroupBox1 три метки Label (рисунок 4.17).

Установите свойство Caption: для GroupBox1 - Счет, для Label1 - Компьютер.         Измените начертание шрифта для компонента Label3 на Жирный и удалите содержимое свойства Caption (рисунок 4.18)

5) Дополните форму еще двумя метками Label, кнопкой Button и кнопкой BitBtn (Вкладка Additional).

Установите для Button1:

- свойство Caption - Бросание монеты;

- свойство Enabled - False (при работе приложения кнопка будет недоступна до тех пор, пока свойству Enabled не прировнять значение True).

Свойство Caption для Label4 - Результат:  

Удалите содержимое свойства Caption у компонентов для Label5.

Для кнопки BitBtn1 с помощью Object Inspector установите свойство Kind - bkClose.

6) Объявите в разделе VAR переменные под Имя игрока и Число побед и поражений:

Igrok_nm          : string; 

nVic, nPor         : integer; 

7) Перед началом игры необходимо узнать имя игрока. Для этого образуйте процедуру, выполняемую при создании окна программы - FormCreate (рисунок 4.19).


Выбрав  Form1 и выполнив двойной щелчок мыши в поле OnCreate для Form1 (вкладка Events в Object Inspector), впишите:

Сохраните и проверьте программу.

8) Создайте процедуру RadioGroup1Click (рисунок 4.20).

Выбрав RadioGroup1 и выполнив двойной щелчок мыши в поле OnClick для RadioGroup1 (вкладка Events в Object Inspector), впишите:


Сохраните и проверьте программу.

8. Запрограммируйте процесс “бросания” монеты, сопоставления задуманного и выбранного чисел, а также условия окончания игры.

Примечание: текст в программе, находящийся после //, называется КОММЕНТАРИЕМ, не участвует в работе программы и приведен для пояснения (т.е. его можно не набирать).


Сохраните и проверьте программу.

4.4 Компоненты TShape, TColorGrig и TЕrackBar

С помощью компонентов TShape, TColorGrid и TTrackBar разработать программу, позволяющую изменять вид графического примитива (фигуры) Shape, цвет фигуры (используя TColorGrid), толщину (используя TTrackBar) и цвет (используя TColorGrid) контура фигуры (рисунок 4.21).

План разработки проекта

1) В соответствии с рисунком 4.21 расположите следующие компоненты, установив соответствующие размеры:

- Shape1  страница Additional (потребуется для отображения фигуры);

- RadioGroup1  страница Standard (потребуется для установки типа фигуры);

- TrackBar1  страница Win32 (потребуется для установки размера границы фигуры);

- Label1 страница Standard (потребуется для отображения текущего размера границы фигуры);


- ColorGrid1  страница Samples (потребуется для выбора цвета самой фигуры и цвета ее границы посредством щелчка левой и правой кнопки мыши на соответствующем цветовом поле).

Сохраните и проверьте программу.

2) Установите у компонента Shape1

- свойство Shape - stCircle ;

- у свойства Brush измените свойство Color на  clBlack .

3) Установите у компонента RadioGroup1 свойство Caption - Фигура

4) Заполните RadioGroup1 следующими радио-кнопками:

          Круг

          Эллипс

          Прямоугольник

          Скругленный прямоугольник

          Скругленный квадрат

          Квадрат

5) Для выделения первой радиокнопки у RadioGroup1 свойство ItemIndex вместо -1 установите равным 0 .

6) Установите у компонента TrackBar1

- свойство TickMarks - tmTopLeft ;

- свойство Min =1, свойство Max =10 , свойство Frequency (шаг) =1, PageSize = 1.

Сохраните и проверьте программу (обратите внимание, компонент ColorGrid1 реагирует на нажатие левой и правой кнопки мыши, т.е. можно одновременно выбрать два цвета).

7) Создайте процедуру RadioGroup1Click.


Выбрав RadioGroup1 и выполнив двойной щелчок мыши в поле OnClick  (вкладка Events в Object Inspector), впишите:

Примечание: оператор case производит проверку номера выбранной радиокнопки RadioGroup1.ItemIndex и в зависимости от этого номера присваивает свойству Shape соответствующую фигуру (круг, эллипс и т.д).

Сохраните и проверьте программу.

8) Теперь попробуем изменить цвет фигуры и цвет ее контура.

Создайте процедуру ColorGrid1Change.

Выбрав ColorGrid1 и выполнив двойной щелчок мыши в поле OnChange  (вкладка Events в Object Inspector), впишите:

9) Запрограммируйте изменение толщины контура фигуры.

Создайте процедуру TrackBar1Change.

Выбрав TrackBar1 и выполнив двойной щелчок мыши в поле OnChange  (вкладка Events в Object Inspector), впишите:

Примечание: первая строчка кода изменяет толщину контура в соответствии с текущей позицией TrackBar1 ; вторая показывает значение толщины, используя Label1.

Сохраните и проверьте программу.

10) Обратите внимание: при запуске программы исходная  толщина контура фигуры не отображается (Label1), т.к. вы еще не изменяли положение TrackBar1 и, следовательно событие не произошло TrackBar1Change .

Исправим эту ситуацию.

Т.е. необходимо при запуске программы устанавливать свойство Label1.Caption соответственно свойству TrackBar1.Position.

Для этого выберите TForm1 (ваша форма) и выполните двойной щелчок мыши в поле OnActivate (вкладка Events в Object Inspector) и впишите:

Сохраните и проверьте программу.

4.5 Компонент TChart

С помощью компонента TChart разработать программу построения

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Информатика
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
438 Kb
Скачали:
0