органов, принятые нормативные и иные правовые акты позволили сохранить и упрочить права женщин. В стране решен вопрос равного доступа к образованию, не существует проблем в получении образования девочками, профессиональной подготовки девочек и женщин, отсутствует безграмотность, дискриминация по признаку пола [14, 36].
1.3Специфика формирования гендерной культуры учащихся среднего и старшего школьного звена
В последнее время становится всё более очевидной проблема маскулинизации девочек и феминизации мальчиков. Формы организации обучения требуют прилежания, сосредоточенного внимания и дисциплины. Учителя ожидают от учеников безоговорочного выполнения своих требований, часто даже не задумываясь о том, что поощряют наличие только женских качеств (причём у учащихся обоих полов). Девочка с первых дней жизни оказывается в более выгодном положении, т.к. она наблюдает соответствующие её полу модели поведения: мама, бабушка, воспитательница в саду, учительница. С мальчиком гораздо сложнее. Даже в полной семье главную роль в воспитании играет, как правило, мать. Также и в школе в наихудшем положении оказываются мальчики, рассматривающие неуспеваемость и недисциплинированность как показатели именно мужского поведения. Те же из них кто выполняет ожидания педагогов, как правило, не пользуются уважением в среде сверстников. На определённом этапе девочки опережают мальчиков в физическом развитии, и если воспитательная деятельность педагога строится без учёта этого факта, то она практически сводится к нулю. Многие учителя сосредоточены только на передаче знаний и забывают о том, что главная задача школы, как одного из главных институтов социализации, состоит в комплексном формировании личности, одним из компонентов которого является гендерная культура.
Основная проблема – как воспитать счастливого человека: мальчика - будущего мужчину, девочку - будущую женщину. Исходя из этого, логично поставить вопрос - способствует ли современная школа формированию личности будущих женщин и мужчин с достаточным пониманием специфических социальных функций, обусловленных именно половой принадлежностью? Учитывают ли педагоги в своей работе гендерные особенности учащихся и насколько они обладают необходимыми для этого знаниями[12, 7]?
В 2002 – 2005 годах Смотрицкой Г. Е. и Смотрицким А. Л. проводилось исследование педагогических условий социализации учащихся общеобразовательных школ Республики Беларусь. В эксперименте принимали участие 516 человек, среди них – 196 педагогов и 320 учащихся из Минска, Могилёва, Гомеля, Могилёвской и Гомельской областей. Были выявлены наиболее важные проблемы, требующие незамедлительного решения.
Феминизация системы среднего образования и неспособность школы предоставить ученикам оптимальное соотношение образцов мужского и женского поведения, мешают позитивной гендерной социализации
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.