Ресурсы атмосферные, газовые. Состояние воздушной среды Беларуси, страница 6

За период 1989-2000 гг. потребление озоноразрушающих веществ в республике снизилось с 1996,7 т до 274,2 т. В 2001 г. работы в этом направлении были почти завершены. На 6 крупнейших предприятиях полностью прекращено использование озоноразрушающих веществ. Выведено из обращения более 600 т этих веществ. Однако в настоящее время они еще остаются в средствах пожаротушения и в холодильных установках в сельском хозяйстве.

С 1 января 2000 г. Беларусь прекратила импорт и экспорт наиболее опасных озоноразрушающих веществ при отсутствии их собственного производства. На ближайшие годы предусматривается дальнейшее выполнение международных соглашений по данному вопросу и обеспечение мониторинга озоносферы.

12 ноября 2001 г. был принят закон Республики Беларусь «Об охране озонового слоя» (новая редакция в 2004 г.), предусматривающий систему мер по охране и восстановлению озонового слоя, а также контролю за его состоянием.

  1. Система мониторинга в охране атмосферного воздуха.

Важное значение в охране атмосферного воздуха и контроле за его загрязнением имеет система мониторинга. Ее создание в Беларуси предусмотрено ст. 22 закона «Об охране окружающей среды». Осуществление мониторинга возложено на Департамент гидрометеорологии Минприроды Республики Беларусь. В 2004 г. в республике существовали 54 стационарных поста в 16 промышленных городах. Здесь определяется содержание 38 веществ: основных – пыль, диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота; бенз(а)пирена и специфических (характерных для данного города) с отбором проб 3–4 раза в сутки. Регулярные наблюдения за состоянием атмосферы в конце XX – начале XXI в. охватывали территорию, на которой проживало около 65 % городского населения.

В республике имеется одна станция фонового мониторинга, наблюдения на которой ведутся по программе Глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС). Расположена она в Березинском государственном биосферном заповеднике.

Программой мониторинга атмосферного воздуха на период 1997-2005 гг. предусматривалась оптимизация сети с использованием методов математического моделирования для расчетов оптимального количества постов и мест их расположения, разработка приоритетного списка загрязняющих веществ для постов регионального уровня, автоматизация всех процессов измерений на постах и т.д.

Помимо стационарных постов в настоящее время проводится мониторинг загрязнения атмосферы с помощью передвижных лабораторий. Информация, получаемая в процессе мониторинга, имеет важное значение для оценки атмосферы в Беларуси и принятия мер по улучшению окружающей среды.

Кроме того, имеется ряд документов, например, постановление Совета Министров Республики Беларусь «О создании национальной системы мониторинга окружающей среды в Республики Беларусь» (1998 г.), закон Республики Беларусь «Об охране озонового слоя» (2001 г.)

В качестве инструментов воздействия государством предусмотрены штрафы, налоги за выбросы в атмосферный воздух (метод «кнута») и, наоборот, имеются и стимулирующие меры (налоговые льготы, субсидии, льготные кредиты и т. Д.), которые призваны заинтересовать промышленных и других производителей организовать производство, оказывающее как можно меньшее воздействие на окружающую среду.

Литература

1.Арустамов, Э.А. Экологические основы природопользования / Э.А. Арустамов, И.В. Левакова, Н.В. Баркалова – М.: издательско-торговая кооперация «Дашков и К», 2003. – 279 с.

2. Константинов, B.М. Охрана природы / В.М. Константинов, Ю.Б. Челидзе – М.: АСАDЕМА, 2000. – 238 с.

3 Экологические основы природопользования: Учеб. Пособие / Под ред. Ю.М. Сожшенцева. – М.: Высш. шк., 2002. – 253 с.

4. Чумаков, Л.С. Охрана природы / Л.С. Чумаков – Минск: Экоперспектива, 2006. – 495 с.

5. Голубева, Т.А. Основы экологии и экономика природопользования / Т.А. Голубева – Гомель: ЧУП «ЦНТУ»Развитие», 2004 – 224 с.