Ресурсы атмосферные, газовые. Состояние воздушной среды Беларуси, страница 3

Только одним ПО «Нафтан» в 2000 г. в окружающую среду было выброшено 39,5 тыс. т загрязняющих веществ, что составило более 10 % выбросов в атмосферу всеми стационарными источниками Беларуси.

3. Выбросы в атмосферу Беларуси от передвижных источников.

Выбросы в атмосферу Беларуси от передвижных источников более существенны. На долю транспорта еще в 1990 г. приходилось более 58 % всех выбросов в республике. В 1996-1998 гг. эти выбросы составили 77 %. В начале нового столетия они несколько уменьшились и в 2003 г. не превысили 72 % (955,3 тыс. т).

К началу XXI в. Беларусь располагала хорошей транспортной сетью, соединяющей нашу республику с Западной Европой и Россией. Общая протяженность автомобильных дорог страны составила более 83 тыс. км. На главные магистрали приходилось 51 600 км.

Средний возраст автомобилей, использующихся в Беларуси, составляет 10 лет. Еще в 1991 г. в республике насчитывалось 571 тыс. легковых автомобилей и 40 тыс. грузовиков и автобусов. К 2000 г. автомобильный парк насчитывал уже около 1,7 млн единиц подвижного состава. Причем только около 1 млн. автомобилей находилось у индивидуальных владельцев.

Интенсивность движения на главных магистралях республики достигает 5000 автомобилей в сутки. Только на магистрали Ml одних большегрузных автопоездов может быть до 4000 ед./сутки. На малоскоростных шоссе число автомобилей достигает 1-2 тыс./сутки.

Автотранспорт республики поставляет в окружающую среду огромное количество выбросов, объемы которых существенно различаются по областям и отдельным городам (табл. 3).

Таблица 3 – Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух Республики Беларусь от передвижных источников (тыс. т). (Окружающая среда..., 1997; Справочно-статистические материалы..., 2003, 2004)

Регион

1990 г.

1995 г.

1998 г.

2000 г.

2002 г.

2003 г.

Брестская область

307,3

237,9

213,4

151,9

149,1

146,3

Витебская    »

340,2

271,2

216,2

131,3

116,7

116,9

Гомельская    »

343,2

248,3

214,3

149,2

141,7

139,8

Гродненская    »

278,3

221,9

180,7

121,3

112,7

117,8

Минская    »

442,7

273,6

258,8

169,3

160,4

170,8

г. Минск

247,8

237,3

113,6

129,1

155,5

171,0

Могилевская область

270,0

202,3

176,7

100,7

91,8

92,7

Всего

2229,5

1692,5

1373,7

952,8

927,9

955,3

Доля передвижных источников в общем объеме выбросов по городам Беларуси еще в 1992 г. составляла (в %):


Брест – 92;

Гомель – 81;

Минск – 77;

Орша – 74;

Витебск – 69;

Пинск – 69;

Гродно – 67;

Полоцк – 55;

Солигорск – 54;

Могилев – 48;

Бобруйск – 48;

Мозырь – 18;

Новополоцк – 13;

Белозерск – 4;

Новолукомль – 1


В 2002 г. только в Минске «вклад» автотранспорта в загрязнение атмосферы достиг 81,2%. Минская область вместе со столицей в этот год дали 34% всех выбросов автотранспортом в республике.

Из 390 тыс. автомобилей, находившихся в 2000 г. в хозяйствах республики, 61,5 % составили бензиновые, 30,8 – дизельные, 7,7 % – газобалонные. Практически весь парк большегрузных автомобилей, а также транзитные тягачи укомплектованы дизельными двигателями, что способствует еще большему загрязнению среды.

Загрязнители, выделяемые автотранспортом:

Основные объемы выбросов от автотранспорта приходятся на оксид углерода. Еще в 1996 г. его выброс автомобилями с бензиновыми двигателями составил 769,7 тыс. т (80,3%), а транспортом с дизельными двигателями – 236,4 тыс. т (50 %). В 2003 г. транспортом было выброшено 637,0 тыс. т оксида углерода (87 % его выбросов на территории республики). Из них 230,8 тыс. т дали автомобили Минска и Минской области, 96,6 тыс. т – Брестской, 92,9 тыс. т – Гомельской областей. В прочих областях выбросы оксида углерода не превысили 79,2 тыс. т.