Только одним ПО «Нафтан» в 2000 г. в окружающую среду было выброшено 39,5 тыс. т загрязняющих веществ, что составило более 10 % выбросов в атмосферу всеми стационарными источниками Беларуси.
3. Выбросы в атмосферу Беларуси от передвижных источников.
Выбросы в атмосферу Беларуси от передвижных источников более существенны. На долю транспорта еще в 1990 г. приходилось более 58 % всех выбросов в республике. В 1996-1998 гг. эти выбросы составили 77 %. В начале нового столетия они несколько уменьшились и в 2003 г. не превысили 72 % (955,3 тыс. т).
К началу XXI в. Беларусь располагала хорошей транспортной сетью, соединяющей нашу республику с Западной Европой и Россией. Общая протяженность автомобильных дорог страны составила более 83 тыс. км. На главные магистрали приходилось 51 600 км.
Средний возраст автомобилей, использующихся в Беларуси, составляет 10 лет. Еще в 1991 г. в республике насчитывалось 571 тыс. легковых автомобилей и 40 тыс. грузовиков и автобусов. К 2000 г. автомобильный парк насчитывал уже около 1,7 млн единиц подвижного состава. Причем только около 1 млн. автомобилей находилось у индивидуальных владельцев.
Интенсивность движения на главных магистралях республики достигает 5000 автомобилей в сутки. Только на магистрали Ml одних большегрузных автопоездов может быть до 4000 ед./сутки. На малоскоростных шоссе число автомобилей достигает 1-2 тыс./сутки.
Автотранспорт республики поставляет в окружающую среду огромное количество выбросов, объемы которых существенно различаются по областям и отдельным городам (табл. 3).
Таблица 3 – Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух Республики Беларусь от передвижных источников (тыс. т). (Окружающая среда..., 1997; Справочно-статистические материалы..., 2003, 2004)
Регион |
1990 г. |
1995 г. |
1998 г. |
2000 г. |
2002 г. |
2003 г. |
Брестская область |
307,3 |
237,9 |
213,4 |
151,9 |
149,1 |
146,3 |
Витебская » |
340,2 |
271,2 |
216,2 |
131,3 |
116,7 |
116,9 |
Гомельская » |
343,2 |
248,3 |
214,3 |
149,2 |
141,7 |
139,8 |
Гродненская » |
278,3 |
221,9 |
180,7 |
121,3 |
112,7 |
117,8 |
Минская » |
442,7 |
273,6 |
258,8 |
169,3 |
160,4 |
170,8 |
г. Минск |
247,8 |
237,3 |
113,6 |
129,1 |
155,5 |
171,0 |
Могилевская область |
270,0 |
202,3 |
176,7 |
100,7 |
91,8 |
92,7 |
Всего |
2229,5 |
1692,5 |
1373,7 |
952,8 |
927,9 |
955,3 |
Доля передвижных источников в общем объеме выбросов по городам Беларуси еще в 1992 г. составляла (в %):
Брест – 92;
Гомель – 81;
Минск – 77;
Орша – 74;
Витебск – 69;
Пинск – 69;
Гродно – 67;
Полоцк – 55;
Солигорск – 54;
Могилев – 48;
Бобруйск – 48;
Мозырь – 18;
Новополоцк – 13;
Белозерск – 4;
Новолукомль – 1
В 2002 г. только в Минске «вклад» автотранспорта в загрязнение атмосферы достиг 81,2%. Минская область вместе со столицей в этот год дали 34% всех выбросов автотранспортом в республике.
Из 390 тыс. автомобилей, находившихся в 2000 г. в хозяйствах республики, 61,5 % составили бензиновые, 30,8 – дизельные, 7,7 % – газобалонные. Практически весь парк большегрузных автомобилей, а также транзитные тягачи укомплектованы дизельными двигателями, что способствует еще большему загрязнению среды.
Загрязнители, выделяемые автотранспортом:
Основные объемы выбросов от автотранспорта приходятся на оксид углерода. Еще в 1996 г. его выброс автомобилями с бензиновыми двигателями составил 769,7 тыс. т (80,3%), а транспортом с дизельными двигателями – 236,4 тыс. т (50 %). В 2003 г. транспортом было выброшено 637,0 тыс. т оксида углерода (87 % его выбросов на территории республики). Из них 230,8 тыс. т дали автомобили Минска и Минской области, 96,6 тыс. т – Брестской, 92,9 тыс. т – Гомельской областей. В прочих областях выбросы оксида углерода не превысили 79,2 тыс. т.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.