\ 90________ Раздел 3. Нервно-гуморальнаярегуляцияфизиологическихфункций_____
Картина Д. Аргимбольдо «Садовники. На картине из различных плодов, листьев, колосьев изображено человеческое лицо. Учащиеся в первый момент замечают только лицо. Далее учитель направляет восприятие короткими фразами: «Посмотрите на нос — это баклажан; на губы — это вишни; на зубы — они из веточек смородины; на подбородок — грушу; на щеку - яблоко и т.д.» Заметили ли вы, что при отыскивании очередного плода изображение лица пропадает? Портрет превращается в натюрморт. Это происходит потому что с помощью речевых сигналов, которые опознаются левым полушарием, перестраивается работа правого полушария: осуществляется поиск на рисунке тех деталей, о которых говорится.
Кора больших полушарий необходима для образования условных рефлексов. Через кору больших полушарий проходят дуги всех условных рефлексов, а условные рефлексы служат средством приспособления к меняющимся условиям внешней среды. Одной из главных функций коры является осуществление высшей нервной деятельности. (Это темы отдельных уроков.)
Вывод о значении больших полушарий головного мозга.
1. Осуществляется целесообразная связь с внешней средой.
2. Кора контролирует все функции, в том числе двигательные. Это важнейший командный центр, управляющий всеми нижележащими структурами.
3. С корой связаны у человека речь и мышление. Человек руководствуется в своем поведении сознанием.
4. Приобретение индивидуального жизненного опыта. IV. Закрепление изученного материала
Сформулируйте вопросы по теме сегодняшнего урока и задайте их учителю. Домашнее задание
Уч. К.: § 46, вопросы после параграфа, самостоятельно «Старая и новая кора большого мозга», завершить заполнение таблицы «Строение и функции головного мозга», работа с рисунками 95, 96, 97.
Уч. Б: § 10, вопросы после параграфа, завершить заполнение таблицы, работа с рисунками 17, 18, 19.
Уч. Д.: §50.
Дополнительная информация
У человека известны случаи рождения детей, лишенных коры больших полушарий головного мозга. Это анэнцефаны. Они обычно живут несколько дней. Но известен случай жизни анэниефана в течение 3 лет 9 месяцев. После его смерти при вскрытии оказалось, что большие полушария отсутствовали полностью, на их месте были обнаружены два пузыря. В течение первого года жизни этот ребенок почти все время спал. На звук и свет не реагировал. Прожив почти 4 года, он не научился говорить, ходить, узнавать мать, хотя врожденные реакции (некоторые) у него проявлялись. Он сосал, когда ему вкладывали в рот сосок материнской груди или соску, глотах и т. п. Это показывает большое значение высших отделов центральной нервной системы в жизни организма.
Урок 17. Периферическаянервнаясистема
Цели урока: Формировать новые анатомо-физиологические понятия о строении и функциях периферической нервной системы, показать отличия соматической нервной системы от вегетативной и адаптивную роль двойной вегетативной иннервации органов в регулировании деятельности внутренних органов; развивать у учащихся умения работать с учебником.
Оборудование: таблица «Схема строения нервной системы»
91 |
Периферическаянервнаясистема
Ходурока
I.Организационный момент
II.Проверка домашнего задания
Задание №1. Продумайте ответы на вопросы о функциях пяти отделов головного мозга, названных в 1-й колонке. Зашифруйте их последовательно цифрами из 5 групп:
1. Продолговатый мозг 2. Средний мозг 3. Промежуточный мозг 4. Мозжечок 5. Больише полушария мозга 6. Внутри полушарий . 7. Задний мозг 8. Продолжение спинного мозга 9. Над всеми отделами мозга |
10. Над продолговатым мозгом
11. Координация движений
12. Образование условных рефлексов, мышление
13. Мышечный тонус
14. Регуляция обмена веществ
15. Регуляция дыхания, кровообраще ния, пищеварения
Ответы: 1.8,15; 2,10,13; 3, 6, 14; 4, 7,11; 5,9,12.
Задание № 2. Сопоставьте факты.
1. В опытах с экстирпацией после оперативного удаления больших полушарий птицы сохраняют способность летать. Они реагируют на свет и звук, хотя становят ся неспособными самостоятельно находить пищу и питаться.
(Экстирпация - от лат. вырывание с корнем, хирургическое удаление какого-либо органа, как правило железы.)
2. Собака с удаленной корой движется, но точность движений у нее нарушена. «Бескорковая» собака не способна обойти препятствие, не узнает хозяина, не реаги рует на кличку. Она способна умереть от голода, находясь рядом с пищей.
Обезьяны такую операцию переносят с трудом и быстро гибнут. Все индивидуально приобретенные реакции у них исчезают, произвольные движения отсутствуют
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.