Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций. Закрепление изученного материала

Страницы работы

Фрагмент текста работы

\ 90________ Раздел 3. Нервно-гуморальнаярегуляцияфизиологическихфункций_____

Картина Д. Аргимбольдо «Садовники. На картине из различных плодов, листьев, колосьев изображено человеческое лицо. Учащиеся в первый момент замечают только лицо. Далее учитель направляет восприятие короткими фразами: «Посмотрите на нос — это баклажан; на губы — это вишни; на зубы — они из веточек смородины; на подбородок — грушу; на щеку - яблоко и т.д.» Заметили ли вы, что при отыскивании очередного плода изображение лица пропадает? Портрет превращается в натюрморт. Это происходит потому что с помощью речевых сигналов, которые опознаются левым полушарием, перестраивается работа правого полушария: осуществляется поиск на рисунке тех деталей, о которых говорится.

Кора больших полушарий необходима для образования условных рефлексов. Через кору больших полушарий проходят дуги всех условных рефлексов, а условные рефлексы служат средством приспособления к меняющимся условиям внешней среды. Одной из главных функций коры является осуществление высшей нервной деятельности. (Это темы отдельных уроков.)

Вывод о значении больших полушарий головного мозга.

1.  Осуществляется целесообразная связь с внешней средой.

2.  Кора контролирует все функции, в том числе двигательные. Это важнейший командный центр, управляющий всеми нижележащими структурами.

3.  С корой связаны у человека речь и мышление. Человек руководствуется в своем поведении сознанием.

4.  Приобретение индивидуального жизненного опыта. IV. Закрепление изученного материала

Сформулируйте вопросы по теме сегодняшнего урока и задайте их учителю. Домашнее задание

Уч. К.: § 46, вопросы после параграфа, самостоятельно «Старая и новая кора большого мозга», завершить заполнение таблицы «Строение и функции головного мозга», работа с рисунками 95, 96, 97.

Уч. Б: § 10, вопросы после параграфа, завершить заполнение таблицы, работа с рисунками 17, 18, 19.

Уч. Д.: §50.

Дополнительная информация

У человека известны случаи рождения детей, лишенных коры больших полушарий головного мозга. Это анэнцефаны. Они обычно живут несколько дней. Но известен случай жизни анэниефана в течение 3 лет 9 месяцев. После его смерти при вскрытии оказалось, что большие полушария отсутствовали полностью, на их месте были обнаружены два пузыря. В течение первого года жизни этот ребенок почти все время спал. На звук и свет не реагировал. Прожив почти 4 года, он не научился говорить, ходить, узнавать мать, хотя врожденные реакции (некоторые) у него проявлялись. Он сосал, когда ему вкладывали в рот сосок материнской груди или соску, глотах и т. п. Это показывает большое значение высших отделов центральной нервной системы в жизни организма.

Урок 17. Периферическаянервнаясистема

Цели урока: Формировать новые анатомо-физиологические понятия о строении и функциях периферической нервной системы, показать отличия соматической нервной системы от вегетативной и адаптивную роль двойной вегетативной иннервации органов в регулировании деятельности внутренних органов; развивать у учащихся умения работать с учебником.

Оборудование: таблица «Схема строения нервной системы»


91

Периферическаянервнаясистема

Ходурока

I.Организационный момент

II.Проверка домашнего задания

Задание №1. Продумайте ответы на вопросы о функциях пяти отделов головного мозга, названных в 1-й колонке. Зашифруйте их последовательно цифрами из 5 групп:

1.  Продолговатый мозг

2.  Средний мозг

3.  Промежуточный мозг

4.  Мозжечок

5.  Больише полушария мозга

6.  Внутри полушарий .

7.  Задний мозг

8.  Продолжение спинного мозга

9.  Над всеми отделами мозга

10.  Над продолговатым мозгом

11.  Координация движений

12.  Образование условных рефлексов, мышление

13.  Мышечный тонус

14.  Регуляция обмена веществ

15.  Регуляция дыхания, кровообраще ния, пищеварения

Ответы: 1.8,15; 2,10,13; 3, 6, 14; 4, 7,11; 5,9,12.

Задание № 2. Сопоставьте факты.

1.  В опытах с экстирпацией после оперативного удаления больших полушарий птицы сохраняют способность летать. Они реагируют на свет и звук, хотя становят ся неспособными самостоятельно находить пищу и питаться.

(Экстирпация - от лат. вырывание с корнем, хирургическое удаление какого-либо органа, как правило железы.)

2.  Собака с удаленной корой движется, но точность движений у нее нарушена. «Бескорковая» собака не способна обойти препятствие, не узнает хозяина, не реаги рует на кличку. Она способна умереть от голода, находясь рядом с пищей.

Обезьяны такую операцию переносят с трудом и быстро гибнут. Все индивидуально приобретенные реакции у них исчезают, произвольные движения отсутствуют

Похожие материалы

Информация о работе