Формирование определенных свойств личности как цель воспитания. Содержание воспитания. Методы воспитания как способы, приемы воздействия на личность. Субъект и объект воспитания. Существование разных позиций в процессе воспитания. Перспективность субъект-субъективного взаимодействия в воспитательном процессе. Результаты воспитания.
Основные факторы воспитания личности. Влияние социальных институтов на личность. Возрастная культура, средства массовой информации, культурные и национальные особенности, исторический этап развития общества как факторы воспитания. Влияние межличностного взаимодействия на формирование личности.
Проблема нравственного воспитания. Уровни морали по Л.Кольбергу.
Критерии нравственной воспитанности, компоненты нравственной воспитанности: когнтивный, эмоциональный, поведенческий.
Краткая расшифровка темы
1. Один из разделов педагогической психологии является психология воспитания. Этот раздел появился в связи с тем, что у педагогов часто возникает необходимость глубже понять ребенка, чтобы помочь ему разрешить множество проблем, чтобы найти наиболее адекватный подход к нему.
Нам предстоит познакомиться с психологическими подходами к процессу воспитания.
Воспитание – планомерное, целенаправленное и организованное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных качеств и личностных диспозиций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, успешной деятельности и жизни в социуме.
Развитие человека включает в себя биологическое развитие, психическое, социальное и духовное развитие. Причем обучение и воспитание играют большую роль в психическом, социальном и духовном развитии. На развитие человека влияют внутренние и внешние факторы.
Внутренние факторы развития – это наследственные свойства организма нервной системы. Внешние факторы развития – это: организованное, целенаправленное воздействие (через обучение и воспитание) и влияние случайных, неорганизованных фактов.
2. Воспитание – одна из сторон социализации ребенка, приобретение им человеческого жизненного опыта. Воспитание направлено на формирование человека как личности, формирование его отношения к миру, обществу, людям, т.е.результатом воспитания являются свойства и качества личности, формы ее социального поведения.
Психологическая структура воспитания включает: цели, содержание, методы и результаты воспитания.
Цели воспитания – это то, какие свойства, качества личности должны быть сформированы у личности. Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда. В любом обществе они не являются постоянными. Меняется система общественного устройства следовательно меняются цели воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляет к личности общество. Однако, есть общечеловеческие нравственные ценности, которые не имеют ни исторических, ни государственных границ. Как бы ни менялась история общества, эти ценности вечны, т.к. это то лучшее, что было в прошлом, которое нужно передать будущим поколениям. Эти нравственные общечеловеческие ценности и определяют цели воспитания. Такие цели связаны с понятиями добра и зла, порядочности, гуманности, свобода и ответственность личности за то, что происходит с ней и вокруг нее.
Содержание воспитания это составляющие воспитательного процесса.
Методы воспитания представляют собой способы и приемы воздействия направленные на изменение личности воспитуемого, предпринимаемые воспитателем. К ним можно отнести: убеждение, внушение, преобразование социальных установок. Многие из них комплексные и направлены на осуществление глобальных изменений различных сторон
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.