Генетика (учебно-полевая практика). Биология. Охрана природы, страница 2

2.  теоретические предпосылки, определяющие методические подходы к решению выдвигаемых задач экспериментального исследования;

3.  обоснованность выбора объекта исследования и методических приёмов;

4.  основные требования к результатам эксперимента: воспроизводимость, достоверность, постановка контроля, оформление результатов;

5.  планирование экспериментальных исследований по основным разделам.

Практика проводится для студентов IVв 7 семестре. Продолжительность практики составляет–6 дней (36часа).

За время прохождения практики студенты осваивают экспериментальные подходы классической и молекулярной генетики организмов, методики постановки научного эксперимента, правила работы со специальным оборудованием. Студентам выдаются необходимые материалы, проводится обучение и проверка знаний по мерам безопасности.

В период прохождения практики студенты обязаны:

а) соблюдать расписание учебного процесса;

б) соблюдать меры безопасности и правила эксплуатации оборудования;

в) соблюдать правила работы с микроорганизмами, растительными и животными объектами;

г) выполнять задания, предусмотренные программой практики.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Учебная практика студентов 4 курса состоит из двух разделов: 1– работа по общей программе, 2– работа по индивидуальной программе.

Практика начинается с ознакомления студентов с задачами, формой проведения, распорядком рабочего дня, правилами ведения дневников и рабочих журналов за студентами закрепляются учебные места, выдаётся необходимая посуда и материалы, проводится обучение и проверка знаний по мерам безопасности.

Индивидуальным планом предусматривается работа студента над конкретной темой. План составляется научным руководителем в соответствии с тематикой научно-исследовательской работы, студент заранее знакомится с темой предстоящей работы и планом. В зависимости от темы студент работает либо самостоятельно (при консультации руководителя практики), либо со студентом 5 курса, который работает над дипломной работой, занимаясь при этом узким вопросом. В задачи практики по индивидуальной программе входит освоение метод к и реферирование литературы по теме. Полученные данные являются в дальнейшем основой подготовки курсовой работы. В конце практики студенты отчитываются за полевую практику и сдают зачёт. Отчетность студента складывается из следующего:

1. Оформление полевого дневника;

2. Оформление рабочих журналов;

3. Письменный отчет по теме самостоятельной работы и устный по ней на заключительной конференции.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И УИРС

Вторая половина практики отводится для самостоятельной работы. Периодичность и количество дней самостоятельной работы устанавливаются преподавателем для всей группы в целом в соответствии с местными обстоятельствами. В дни самостоятельной работы студенты проводят полевые наблюдения, лабораторные исследования и эксперименты, а также обрабатывают собранный по теме материал. Студенты работают по индивидуальным планам на закрепленных за ними местах, их консультирует руководитель практики.

В зависимости от выбранного направления студенты проводят исследовательскую работу по специальным заданиям:

1.  Изучение модификационной изменчивости на примере культурных или дикорастущих растений:

а) изучение модификационной изменчивости у культурной и дикорастущей земляники;

б) изучение влияния условий обитания на проявления количественных признаков у одуванчика лекарственного;

в) изучение изменчивости количественных признаков у разнополых растений (на примере шпината или других двудомных видов растений).

2.  Определение морфозов на листовой пластинки липы, сирени, сахарного клёна и др;

3. Изучение модификационной изменчивости у растений из разных условий обитания (затененные и освещенные участки);

4. Мутационная изменчивость: а) описание и определение продуктивности тетраплоидных растений в    сравнении с  диплоидными на примере диплоидной и тетраплоидной ржи по основным элементам структуры урожая;

б) описание морфобиологической характеристики тритикале.

5. Изучение полового процесса и генетики пола у растений на примере:

а) гетеростилии у гречихи;

б) гетеростильности у  примулы;

в) изучение соотношения по полу в популяциях  кошачьей лапки.

6.  Изучение генетики пола у животных на примере:

а)  клопов-солдатиков;

б) колорадского жука;

7.  Изучение генотипического и фенотипического полиморфизма в природных популяциях. Вычисление частот фенотипов, генотипов и аллелей:

а) изучение полиморфизма у Adalia bipunctata;

б) изучение полиморфизма у Trifolium repens;

в) изучение генетической структуры природных популяций колорадского жука или клопа-солдатика;