систему обучения в школе входит выполнение домашних заданий. Домашние задания заставляют учащихся ещё раз продумать полученные на уроках знания, закрепить их, пользуясь как учебником, так и дополнительной литературой, самостоятельно решать познавательные задачи, проблемные вопросы, проводить наблюдения или ставить простейшие опыты, готовить к уроку рефераты, доклады и т.д. Эти работы позволяют обеспечить повышение самостоятельности учащихся, научить их пользоваться приобретенными знаниями на практике.
Особенностью биологического образования является то, что учителю необходимо показать жизнь во всех её проявлениях, процессы развития живых организмов в естественных условиях. Все это нельзя показать только на классных занятиях, поэтому в дополнение к урокам в практике школ применяются другие формы учебной работы учителя с учащимися: экскурсии, факультативные занятия и другие формы внеклассной работы.
Биологические экскурсии подводят учащихся к непосредственному познанию живой природы в естественной обстановке. В основном только с помощью экскурсий изучаются особенности местной природы (краеведческий аспект), сезонные изменения в природе (фенологический аспект), основные взаимосвязи и взаимозависимости разнообразных явлений живой природы, приспособленности местных популяций к окружающим условиям (эколого-эволюционный аспект). Экскурсии могут использоваться как для изучения нового материала, так и для углубления и закрепления биологических терминов и понятий.
Внеурочная работа может предполагать выполнение учащимися после уроков обязательных (предусмотренных программой) практических работ. Учитель может давать учащимся для выполнения этой работы индивидуальные или групповые задания. Внеурочная работа при изучении биологии необходима, так как многие длительные биологические наблюдения и опыты над живыми организмами не укладываются в рамки поурочного расписания. Внеурочная работа может проводиться в кабинете, уголке живой природы, в зимнем саду, в природе. В школьной практике применяют, ранее широко используемый вид внеурочной деятельности – летние задания. Внеурочная работа обязательна для учащихся, то есть за её выполнение выставляется оценка.
Кроме обязательных форм организации учебной работы ещё существуют добровольные: факультативные занятия и другие формы внеклассной работы.
Факультативные занятия – это добровольное углубленное изучение биологии по специальным государственным или местным (официально утвержденным) программам. Факультативные занятия должны расширять биологические знания и знакомить учащихся с использованием полученных знаний в практической деятельности, в быту.
Внеклассная работа отличается не только тем, что она добровольна, но и отсутствием обязательной программы. Учитель при проведении внеклассной работы может учитывать свои личные склонности и ориентироваться на интересы учеников. Успех внеклассной работы может быть обеспечен при соблюдении следующих условий: работа должна
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.