Развернутая индикаторная диаграмма, диаграмма сил инерции ПДМ и диаграмма суммарных давлений представлена в Приложении 2.
Построение бицентровой диаграммы Брикса.
Определим поправку Брикса:

где L – длина шатуна;
R – радиус кривошипа.
Построенная бицентровая диаграмма Брикса представлена в Приложении 1.
Построение диаграммы сил инерции ПДМ (диаграммы Толле).
Диаграмма сил инерции строится методом касательных (Толле). Построение производится от атмосферной линии.
На отрезке
, равном длине хода
поршня в масштабе абсцисс индикаторной диаграммы из точки
вниз по перпендикуляру откладываем отрезок
, выражающий силу инерции, отнесённую к
единице площади поршня при нахождении его в В.М.Т.
Площадь поршня:
![]()
![]()
отрезок АС:
![]()
Из точки В
вверх по перпендикуляру откладываем отрезок
,
выражающий в масштабе чертежа величину силы
инерции, отнесённую к единице площади поршня, действующую на поршень при
нахождении его в Н.М.Т. Точки
и
соединяем прямой.
отрезок BD:
![]()
Из точки пересечения прямых
и
(точка
) откладываем вверх на
перпендикуляре отрезок FE.
отрезок FE:
![]()
Точку F соединяем прямыми с точками
и
и полученные отрезки FC
и FD делим на одинаковое число
равных частей, но не менее чем на пять. Точки деления нумеруем в одном
направлении, и одноимённые точки соединяем прямыми 1-1, 2-2, 3-3 и т. д.
Через точки
и
и точки, лежащие на серединах отрезков
пересечений прямых, соединяющих одинаковые номера, проводим плавную кривую сил
инерции ПДМ, отнесённых к
площади поршня.
Построенная диаграмма Толле представлена в Приложении 1.
Определение масс КШМ.
Реальный КШМ двигателя, включающий поршневой комплект, шатун и колено вала, может быть условно заменен динамически эквивалентной, в отношении внешнего действия сил инерции, моделью, состоящей из двух сосредоточенных масс:

Рисунок 1 Динамически эквивалентная модель шатуна и КШМ одного цилиндра.
Массы, совершающие возвратно-поступательное движение (ПДМ):
![]()
Массы, совершающие вращательное движение вокруг оси коленчатого вала с постоянной скоростью ω (НВМ):
![]()
где
- масса поршневого комплекта;
- приведённая масса
колена вала;
и
- статические
эквивалентные массы;
условно
сосредоточена в центре поршневой головки шатуна, совпадающей с точкой
пересечения оси поршневого пальца с осью цилиндра. Поршневая головка
совершает прямолинейное возвратно-поступательное движение вдоль оси цилиндра
совместно с поршневым комплектом.
условно сосредоточена в центре подшипника
кривошипной головки шатуна, совпадающей с
центром сопряженной шатунной шейки и совершающей вращательное движение вокруг
оси коленчатого вала с постоянной угловой скоростью
.
Величины масс поршневого комплекта и шатуна при проектировании задаются, исходя из табличных значений для соответствующих данному типу двигателя масс.
![]()
![]()
где
-
масса шатуна.
![]()
![]()
Масса поршневого комплекта:
![]()
![]()
![]()
![]()
Приведенная масса колена вала:
![]()
ПДМ: ![]()
НВМ: ![]()
Суммарные силы и моменты, действующие в КШМ одного цилиндра.
Сила давления
газов и сила инерции ПДМ, действующие на расчётном режиме двигателя вдоль оси цилиндра,
рассматриваются совместно, поэтому для каждого значения угла
поворота кривошипа определяется суммарная
осевая сила
или
, равная
алгебраической сумме составляющих сил. Необходимые исходные составляющие силы
находятся для всех значений угла
поворота кривошипа из
индикаторной диаграммы и диаграммы Толле.

Рисунок 2 Схема сил и моментов, действующих в КШМ одного цилиндра.
Осевая сила
раскладывается на:
- боковую силу, прижимающую поршень к стенке цилиндра
![]()
- силу, направленную вдоль оси шатуна, сжимающую или растягивающую его в зависимости от знака силы
![]()
Pш можно разложить на:
- касательную силу

- радиальную силу

Выбор схемы заклинки кривошипов, порядка работы цилиндров и уравновешивание двигателя.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.