Конструирование и расчёт ДВС. Выбор основных параметров и размеров двигателя, страница 4

Развернутая индикаторная диаграмма, диаграмма сил инерции ПДМ и диаграмма суммарных давлений представлена в Приложении 2.  

Построение бицентровой диаграммы Брикса.

Определим поправку Брикса:

где L – длина шатуна;

R – радиус кривошипа.

Построенная бицентровая диаграмма Брикса представлена в Приложении 1.

Построение диаграммы сил инерции ПДМ (диаграммы Толле).

Диаграмма сил инерции строится методом касательных (Толле). Построение производится от атмосферной линии.

На отрезке , равном длине хода поршня в масштабе абсцисс индикаторной диаграммы из точки  вниз по перпендикуляру откладываем отрезок , выражающий силу инерции, отнесённую к единице площади поршня при нахождении его в В.М.Т.

Площадь поршня:

отрезок АС:

Из точки В вверх по перпендикуляру откладываем отрезок , выражающий в масштабе чертежа величину силы инерции, отнесённую к единице площади поршня, действующую на поршень при нахождении его в  Н.М.Т. Точки  и  соединяем прямой.

отрезок BD:

Из точки пересечения прямых  и  (точка ) откладываем вверх на перпендикуляре отрезок FE.

отрезок FE:

Точку F соединяем прямыми с точками  и  и полученные отрезки FC и FD делим на одинаковое число равных частей, но не менее чем на пять. Точки деления нумеруем в одном направлении, и одноимённые точки соединяем прямыми 1-1, 2-2, 3-3 и т. д.

Через точки  и  и точки, лежащие на серединах отрезков пересечений прямых, соединяющих одинаковые номера, проводим плавную кривую сил инерции ПДМ, отнесённых к  площади поршня.

Построенная диаграмма Толле представлена в Приложении 1.

Определение масс КШМ.

Реальный КШМ двигателя, включающий поршневой комплект, шатун и колено вала, может быть условно заменен динамически эквивалентной, в отношении внешнего действия сил инерции, моделью, состоящей из двух сосредоточенных масс:

Ris%201

Рисунок 1  Динамически эквивалентная модель шатуна и КШМ одного цилиндра.

Массы, совершающие возвратно-поступательное движение (ПДМ):

Массы, совершающие вращательное движение вокруг оси коленчатого вала с постоянной скоростью ω (НВМ):

где  - масса поршневого комплекта;

 - приведённая масса колена вала;

 и   - статические эквивалентные массы;

 условно сосредоточена в центре поршневой головки шатуна, совпадающей с точкой пересечения оси поршневого пальца с осью цилиндра. Поршневая головка   совершает прямолинейное возвратно-поступательное движение вдоль оси цилиндра совместно с поршневым комплектом.

 условно сосредоточена в центре подшипника кривошипной головки шатуна, совпадающей с центром сопряженной шатунной шейки и совершающей вращательное движение вокруг оси коленчатого вала с постоянной угловой скоростью .

Величины масс поршневого комплекта и шатуна при проектировании задаются, исходя из табличных значений для соответствующих данному типу двигателя масс.

где   - масса шатуна.

Масса поршневого комплекта:

Приведенная масса колена вала:

ПДМ:                                 

НВМ:                               

Суммарные силы и моменты, действующие в КШМ одного цилиндра.

Сила давления газов и сила инерции ПДМ, действующие на расчётном режиме двигателя вдоль оси цилиндра, рассматриваются совместно, поэтому для каждого значения угла  поворота кривошипа определяется суммарная осевая сила  или , равная алгебраической сумме составляющих сил. Необходимые исходные составляющие силы находятся для всех значений угла поворота кривошипа из индикаторной диаграммы и диаграммы Толле.

Рисунок 2 Схема сил и моментов, действующих в КШМ одного цилиндра.

Осевая сила раскладывается на:

- боковую силу, прижимающую поршень к стенке цилиндра

- силу, направленную вдоль оси шатуна, сжимающую или растягивающую его в зависимости от знака силы

Pш можно разложить на:

- касательную силу

- радиальную силу

Выбор схемы заклинки кривошипов, порядка работы цилиндров и уравновешивание двигателя.