«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Энергомашиностроительный факультет
Кафедра «Двигатели внутреннего сгорания»
Курсовой проект по курсу «Установки с ДВС»
Выполнил: студент гр. 5031/1
Пустовалов Ю.П.
Руководитель: Петриченко М.Р.
Санкт-Петербург
2010 г.
Содержание
1. Выбор двигателя-прототипа с определением массогабаритных показателей и степени неуравновешенности……...……………….….4……...3
1.2. Выбор типа двигателя…………………………………………………………3
1.2.1. Основные параметры ДВС-прототипа………..………………...………….3
2. Расчет и построение внешней скоростной характеристики ДВС……….4
2.1. Расчет внешней скоростной характеристики………………………………..4
2.2. Построение внешней скоростной характеристики………………………….6
3. Статьи теплового баланса двигателя….………………………………………7
4. Расчет подвески двигателя……………………….………………………….8
4.1. Внешние неуравновешенные силы инерции и моменты сил……………...8
4.2. Расчет упругих подвесок……………………………………………………11
4.3. Эскиз пружины…………………………..…………………………………...13
5. Расчет системы охлаждения…………………………………….…………...14
5.1. Расчет водяного радиатора…………………………………………………..14
5.2. Расчет водяного насоса………………………………………………………16
Список использованной литературы…………………………………………18
Тип установки – стационарная;
Мощность и частота вращения: 200 кВт, 1500 об/мин;
Топливо – легкое;
Тип ВЭР – отработавшие газы + ОЖ;
Достижимый КИТ – 0,7.
Принимаем в качестве двигателя-прототипа силовой установки дизель 8ЧН 12/12, с характеристиками, представленными в табл. 1.
Характеристики дизеля 8ЧН 12/13
Характеристика |
Наименование |
1 |
2 |
Обозначение дизеля (ГОСТ 10150-88) |
8ЧН 12/12 |
Мощность двигателя, кВт |
191 |
Частота вращения коленчатого вала, мин-1 |
2200 |
Удельный расход топлива/масла,г/ (кВт • ч) |
207/0,2 |
Масса дизеля, кг |
885 |
Габариты дизеля, ДxBxШ, м |
1,103х0,965x0,9 |
Масса поршня, кг |
1,9 |
Масса пальца, кг |
0,9 |
Масса шатуна, кг |
3,11 |
Масса шейки, кг |
2.6 |
Масса щеки, кг |
3,6 |
Масса противовесов, кг |
3,8 |
Расстояние мажду цилиндрами lo, мм |
156 |
Скоростная характеристика строится по эмпирическим зависимостям в диапазоне частоты вращения коленчатого вала от nmin до n , где n – номинальная частота вращения, заданная в исходных данных;
nmin – минимальная частота вращения, которая принята:
– дизельный двигатель: 600 об/мин.
Расчет производится с шагом 100 об/мин, от 600 об/мин до 1500 об/мин.
Эффективная мощность
где Ne – эффективная мощность двигателя; Ne=200 кВт
nx – частота вращения коленчатого вала;
n – частота вращения коленчатого вала номинальная; n=1500 мин-1.
Пример расчета для n=900 об/мин:
Эффективный крутящий момент
Н·м
Удельный эффективный расход топлива
г/кВт·ч
Где ge=207 г/кВт·ч
Часовой расход топлива
кг/ч
/ч
Расчеты для определенных выше режимов частоты вращения коленчатого вала производим в табл. 2.
Таблица 2
Расчетные данные для построения внешней скоростной характеристики
n |
Ne |
Me |
ge |
Gt |
600 |
92,96 |
1480,25 |
225,63 |
20,97 |
700 |
110,09 |
1502,62 |
216,20 |
23,80 |
800 |
126,74 |
1513,66 |
208,61 |
26,44 |
900 |
142,56 |
1513,38 |
202,86 |
28,92 |
1000 |
157,19 |
1501,77 |
198,95 |
31,27 |
1100 |
170,26 |
1478,84 |
196,88 |
33,52 |
1200 |
181,44 |
1444,59 |
196,65 |
35,68 |
1300 |
190,36 |
1399,01 |
198,26 |
37,74 |
1400 |
196,66 |
1342,11 |
201,71 |
39,67 |
1500 |
200,00 |
1273,89 |
207,00 |
41,40 |
По данным табл. 2 строим внешнюю скоростную характеристику двигателя, представленную на рис. 1.
Рис. 1. Внешняя скоростная характеристика двигателя
ηcool=0,35 – часть тепла, отводящаяся от двигателя с охлаждающей жидкостью;
ηн=0,33 – часть тепла, отводящаяся с отработавшими газами;
Эффективный КПД двигателя:
Где - удельный эффективный расход топлива.
Мощность, вводимая с топливом:
Мощность, отводимая в систему охлаждения и с выхлопными газами:
Где - мощность отводимая с выхлопными газами;
- мощность отводимая с охлаждающей жидкостью;
Коэффициент использования теплоты (КИТ):
Так как a=b то:
Вторичная мощность:
Где
Удельный эффективный расход газов:
Расход охлаждающей жидкости:
Масса поршневого комплекта
Масса шатуна - mш =3,11 кг;
Длина шатуна - L=242 мм.
Для приведения масс шатуна определим центр тяжести шатуна с помощью приближенных соотношений:
Расстояние до центра тяжести:
Приведём массы шатуна
Где mшs - масса условно сосредоточенная в центре поршневой головки шатуна, совпадающей с точкой пересечения оси поршневого пальца с осью цилиндра и совершающей прямолинейное возвратно-поступательное движение вдоль оси цилиндра совместно с поршневым комплектом;
mшR - масса условно сосредоточенная в центре подшипника кривошипной головки шатуна, совпадающей с центром сопряженной шатунной шейки и совершающая вращательное движение вокруг оси коленчатого вала с постоянной угловой скоростью.
Приведём неуравновешенные массы колена к радиусу кривошипа
Масса щеки – mщеки = 3,6 кг
Масса шейки колена – mш.шейки = 2,6 кг
Масса условно сосредоточенная в центре шатунной шейки:
Где mшш – масса шатунной шейки;
mщ – масса щеки шатунной шейки;
rщ – расстояние от центра тяжести щеки до оси вращения.
ПДМ:
НВМ:
Определим величины и направления действующих в двигателе неуравновешенных сил инерции и продольных моментов от этих сил исходя из определённой компоновки двигателя. Для анализа уравновешенности применим векторный метод, основанный на понятии динамически эквивалентной модели (ДЭМ), которая строится из продольных и поперечных модулей, составляющих двигатель.
Проектируемый двигатель рассмотрим как композицию двух четырехцилиндровых блоков, каждый из которых подразделим на четыре двуцилиндровых плоских отсеков. Динамически эквивалентная модель плоского отсека состоит из приведённых сосредоточенных масс ms и mR, деталей КШМ и системы векторов сил инерции, возникающих при движении этих масс. При вращении массы mR, с угловой скоростью ω возникает центробежная сила
.
Уравновешивающая сила противовесов:
Где rпр – радиус вращения центра тяжести противовеса.
Таким образом, неуравновешенная центробежная сила:
Силу инерции, которую развивает поступательно-движущаяся масса ms, представим в виде двух составляющих сил инерции первого и второго порядка.
.
Где и - фиктивные силы первого и второго порядка. Вектор - постоянен по величине, направлен по кривошипу и вращается с угловой скоростью ω, его проекция на ось цилиндра определяет величину и направление вектора реально действующих сил инерции ПДМ первого порядка. - вращается с угловой скоростью 2ω, а его проекция на ось цилиндра определяет величину и направление вектора реально действующих сил инерции ПДМ второго порядка.
Из свойств плоского отсека с углом развала цилиндров 90° известно, что вектор CI имеет постоянную величину и вращается совместно с вектором PR. Таким образом, суммарная центробежная сила:
Рис 2. Схема векторов сил инерции
Двигатель 8V90 с любой схемой вала легко уравновешивается по силам Q и моментам от этих сил противовесами на коленчатом валу. Силы P=0 и моменты от этих сил Mp=0 на основании свойств отсека 2V90. Следовательно, надо выбирать такую схему вала, которая обеспечивала бы самоуравновешенность четырехцилиндровых блоков по силам и моментам второго порядка. Известно, что этому условию удовлетворяет нормальная крестообразная схема.
Рис. 3 Анализ уравновешенности двигателя 8V90
Неуравновешенный продольный момент ΣMQ= действует в плоскости , повернутой относительно вертикали на угол
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.