Министерство образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный горный университет
Транспортная задача
Выполнил: студент гр. ГК-08-1412 ______________ / Семенов С.О. /
(подпись) (Ф.И.О.)
(подпись) (Ф.И.О.)
Санкт-Петербург
2012 год
Транспортная задача
Задание:
Имеется четыре карьера, производящих строительные материалы, и четыре потребителя сырья строительных материалов. Известны объемы производства на каждом карьере, потребности в их продукции каждого из потребителей, а также стоимость перевозки 1 т продукции с I-го карьера к J-му потребителю. Определить, при каких объемах грузоперевозок от I-го поставщика к J-му потребителю суммарная стоимость перевозок будет минимальной.
1. Решить задачу средствами Excel (Надстройка «Поиск решения)
2. Решить задачу аналитически
Поставщик |
Потребители |
Запасы |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
1 |
1 |
3 |
2 |
4 |
120 |
2 |
4 |
1 |
2 |
2 |
140 |
3 |
2 |
4 |
3 |
1 |
230 |
4 |
4 |
2 |
1 |
5 |
200 |
Потребность |
180 |
200 |
150 |
120 |
;
F=
Построим математическую модель данной задачи.
Вычислим суммарные запасы: и суммарные потребности: .
Так как суммарные запасы не равны суммарным потребностям, то данная задача является задачей открытого типа. Сведем ее к задаче закрытого типа – добавим фиктивного потребителя.
Целевая функция:
, где
F - суммарная стоимость всех перевозок;
cij - стоимость перевозки единицы груза от i-го поставщика j-му потребителю;
xij - объем грузоперевозок от i -го поставщика j -му потребителю.
Требование о вывозе груза у всех поставщиков порождает следующие фазовые ограничения:
,
а требование об удовлетворении потребностей в грузе всех потребителей порождает такие фазовые ограничения:
.
Соотношения
являются естественными ограничениями.
Построим опорное решение методом «северо-западного» угла.
В результате этой процедуры m+ n -1 клеток будут иметь перевозки, остальные – будут пустыми. Достоинством метода «северо-западного» угла является его простота, недостатком – его «удаленность» от оптимального решения (т.е. при построении оптимального решения требуется большее количество шагов – итераций), поскольку при его построении не учитываются цены перевозок.
В результате имеем таблицу с 8 заполненными клетками, что соответствует теории: m+n-1 =4+5-1=8
Суммарная стоимость перевозок равна
120*1+60*4+80*1+120*4+110*3+40*1+120*5+40*0=1890
Рассчитаем систему потенциалов для этого решения.
Введем дополнительный столбец и дополнительную строку (и ) и занесем вычисленные значения потенциалов в полученные клетки.
Вычислим значения невязок для всех клеток без перевозок по формуле и отметим невязки, которые не удовлетворяют (невязки больше нуля). Выберем клетку с большим нарушением и построим замкнутый цикл с началом в этой клетке. В качестве остальных вершин выберем клетки с перевозками. Нечетные вершины образуют положительную полуцепь, четные – отрицательную. Величина, определяющая перераспределение, равна наименьшему значению из перевозок, стоящих в четных вершинах цикла. Вычислим новые значения для узлов контура. В четных вершинах значения уменьшаются, в нечетных – увеличиваются .
Мы получили решение без положительных невязок. Отсюда можно сделать вывод о том, что суммарная стоимость перевозок будет минимальной и равной 790
Решение транспортной задачи в Excel
Решим данную задачу в Excel, используя надстройку «Поиск решения».
Заметим, что результаты полностью совпадают с результатами, полученными ранее методом потенциалов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.