Технология создания по фотоснимкам топографического плана (карты) местности, страница 4

Привязка опознаков происходит разными геодезическими способами (прямая, обратная, комбинированная засечка, теодолитный ход и др.), оптимальными для каждого знака. Способ должен обеспечивать необходимую точность определения координат при наименьших экономических затратах.

Сплошная плановая привязка – это определение положения четырех опознаков для каждого аэрофотоснимка наземными геодезическими способами. Так как сплошная привязка увеличивает стоимость съёмки, используем разреженную привязку – определение 2–4 опознаков на каждый маршрут. Координаты четырех трансформационных точек для каждого снимка в этом случае получают методами фототриангуляции и построением сетей в камеральных условиях [8].

Фототриангуляция.

Фотограмметрическое сгущение опорной сети по аэроснимкам выполняется методом пространственной триангуляции. При построении сетей необходимо, чтобы опорные точки имелись в начале, середине и конце каждого маршрута. Увязка фотограмметрических сетей, как правило, должна выполняться аналитическим способом с линейно-квадратричным распределением невязок.

В зависимости от технических средств, применяемых для фототриангуляции, её разделяют на аналитическую (при помощи стереокомпараторов), графическую  и механическую. Графическая фототриангуляция, при которой положение точек определяют при помощи построенных на аэрофотоснимке засечек не используется в случае большого коэффициента увеличения (в нашем случае К = 4,0). Следует использовать аналитический метод привязки [8].

При фотограмметрическом сгущении плановой опорной сети для трансформирования аэроснимков с увеличением в три раза и более для каждого аэроснимка, кроме обычных пяти трансформационных точек, определяются ещё четыре точки, находящиеся посредине между точками, ограничивающими трансформируемую площадь аэроснимка.

Для повышения точности фотограмметрического сгущения плановой сети соблюдаются следующие условия:

– координаты всех основных точек фотограмметрического сгущения определяются из двух смежных маршрутов в случае построения сетей по тем же аэроснимкам, по которым в последующем будет составляться план;

– при сгущении опорной сети по мелкомасштабным аэроснимкам для обеспечения аэроснимков более крупного масштаба вместо одиночных точек определяются «гнёзда точек» [9].

Фототрансформирование.

Трансформирование – это преобразование аэроснимка или аэронегатива в изображение, соответствующее горизонтальному. В процессе преобразования устраняется смещение точек, вызванное влиянием наклона плоскости снимка и рельефа местности, а также масштаб всех снимков приводится к одному значению. Фототрансформирование производят на специальных приборах – фототрансформаторах. В нашем случае (масштаб съемки 1:2000, фокусное расстояние 500 мм) можно использовать фототрансформаторы ФТБ, ФТМ [8]. В результате из трансформированных фотоснимков собирают фотоплан.

Существенно отличаются процессы трансформирования аэронегативов равнинной местности и местности с сильным рельефом.

Фототрансформирование материалов равнинной местности состоит из следующих этапов:

1) изготовление основы будущего фотоплана – трансформационных планшетиков;

2) подготовка аэронегативов, выбор фотоматериала;

3) фототрансформирование;

4) фотолабораторная обработка.

Фототрансформирование по зонам (при значительном рельефе).

На трансформированном снимке неравнинной местности смещение за рельеф больше 0,3 мм. Для уменьшения смещения производят трансформирование по зонам. Поправки δh должны быть меньше 0,3-0,4 мм. Деление на зоны производят так, чтобы смещение, вызванное рельефом, не превышало допуска.

Порядок выполнения фототрансформирования по зонам.

Со старого топографического плана определяют перепады высот. Вычисляют высоту зоны, для которой δh=0,4мм. Границами зоны служат горизонтали, снятые со старых топопланов. Находят число зон:                       n = (zmax-zmin) / hзоны                                                                     (1) где  zmax и zmin – соответственно максимальная и минимальная отметки точек на участке, hзоны – высота зоны, n - число зон.