Технологическая характеристика элементов улиц и дорог, страница 3

1.  Земляное полотно с водоотводящими устройствами. Требования к ним сохраняются такие же, что и при строительстве дорог. Глубина и ширина корыта зависит от конструкции нижнего слоя путей. Дну корыта придают уклоны от 5 до 10 промилле.

2.  Основание путей может быть:

Ø Упругое

Ø Полужесткое

Ø Жесткое

Наиболее распространено шпало-лесочное основание. Оно отличается невысокой стоимостью работ. Более устойчивым основанием считается щебеночное с подстилающим слоем. Основание рекомендуется устраивать с применением железобетонных элементов: шпал, лежней… Бетонное основание с жесткой заделкой рельсов в бетон применяют в трамвайных путях, расположенных на магистральных лицах с усовершенствованным покрытием капитального типа и с интенсивным движением безрельсового и рельсового транспорта. На криволинейных участках пути устраивают бетонные основания со щебеночным балластом.

3.  Верхнее строение путей представлено рельсами и их креплением. Профиль рельс такой же, что и на железных путях, но их размеры меньше.

4.  Дорожное покрытие чаще всего устраивается асфальтобетонное на жестких бетонных основаниях. Дорожное полотно может быть из бетонных или железобетонных плит. Мостовые из камня или шлаколитной брусчатки.

5.  Сопряжения элементов улиц и дорог.

Сопряжение отдельных элементов улиц и дорог выполняется либо в 1-м, либо в разных уровнях. В 1-м уровне сопрягаются поверхности тротуаров и пешеходных дорожек с поверхностью газонов, а также поверхность покрытий на путях трамвая с покрытиями на проезжих частях улиц. В большинстве случаев сопрягаются элементы по отношению друг к другу в разных уровнях. Проезжие части улиц располагаются с понижением по отношению к примыкающим к ней тротуарам и газонам.

В разных уровнях располагаются островки безопасности, разделительные полосы, посадочные площадки на остановочных пунктах трамвая, троллейбуса, автобуса. Сопряжения элементов выполняется бортовыми камнями, которые являются упорами для краев проезжих частей. Бортовые камни обеспечивают четкость границ, улиц и других элементов дорог. Борта должны обладать высокой прочностью и устойчивостью, поэтому их изготовляют из высокомарочного бетона, а в особо ответственных местах борта изготовляют из гранита. Бортовые камни изготовляют согласно ГОСТа длиной 700-1200 мм, на криволинейных участках до 1000 мм. Изготовляют бортовые камни из морозостойкого бетона марки не ниже 400.

Применяют при строительстве следующие виды бортовых камней:

Таблица: Типы бортовых камней.

назначение

Условия применения

Тип камней

Размеры, мм

Ширина по низу

Ширина по верху

Высота общая

С низу до начала уменьшения толщины

Для отделения проезжей части от тротуаров

На жилых улицах и внутриквартальных проездах

П-1

150

120

300

150

На магистральных улицах

П-2

180

150

300

150

На съездах и тоннелях

П-3

180

150

450

300

На мостах

П-4

200

170

600

450

Для отделения тротуаров и пешеходных дорожек от газонов

На улицах и внутриквартальных территориях

П-5

80

65

200

175

Въездные бортовые камни для автодорог ВП-1 и ВП-2 сопрягаются с камнями П-1 и П2. Криволинейные бортовые камни Кр3-П-1 и Кр-5-П-1 имеют те же размеры, что и прямые камни П-1 и П2. Угловые УП-1, УП-2 имеют те же сечения, что и П-1 и П-2, но длина этих камней составляет 630 мм. Бортовые камни устанавливаются на улицах таким образом, чтобы они возвышались над проезжей частью или другими элементами сопряжений на 15 см. В местах въезда во дворы возвышение камня снижается до 6-8 см. На загородных дорогах борта устраивают только лишь для ограждения проезжей части со стороны центральной полосы, разделяющей движение встречных потоков. По краям проезжей части на загородных дорогах бортовых камней нет.

Для обеспечения устойчивости бортовые камни устанавливают на бетонном или асфальтобетонном основании с заделкой в основание камней на глубину до 10 см. при расположении тротуаров в одном уровне с газонами и цветниками – последние ограждают кустарниками или низкой оградой. На мостах и высоких насыпях тротуары ограждают перилами и полосами зеленых насаждений. Сопряжения элементов улиц или дорог расположенных в разных уровнях выполняют с откосами или подпорными стенками.