Технологическая характеристика элементов улиц и дорог, страница 2

8.  Для удешевления строительства дорог стали применять вяжуще грунтовые смеси. В качестве вяжущий используется цемент низкой марки, жидкий битум, битумная эмульсия, известь, анилиновые и карбамидные смолы.

2.  Тротуары и пешеходные дорожки.

Ширина, поперечные и продольные уклоны тротуаров и пешеходных дорожек должны соответствовать санитарным нормам и правилам.

Таблица: Ширина тротуаров.

Тип улицы

Ширина в метрах

Минимальная

Рекомендуемая

Магистральные улицы общегородского значения

4,5

6-7,5

Магистральные улицы районного значения

3

6

Жилые улицы

2,25

4

Улицы промышленно-складских районов

1,5

4,5

Внутриквартальные проезды

1,5

3

Пешеходные дорожки

3

4,5-10

Тротуары для служебных целей

0,7-1,0

-

Тротуарам придается односкатный профиль, а пешеходным дорожкам двускатный.

К тротуарным покрытиям предъявляются следующие требования:

Ø  Ровные.

Ø  Нескользкие.

Ø  Износоустойчивые.

Ø  Должны легко поддаваться очистке и ремонту.

Для пешеходных покрытий важен внешний вид и цвет покрытия. Цвет должен гармонировать с окружающей средой. Основным видом покрытия является асфальтобетон толщиной 2,5-4 см. Основание для тротуаров устраивают из известнякового щебня. В отдельных случаях под асфальтобетоном устраивают бетонные основания. Ориентировочная толщина оснований под тротуары следующая:

Материал и толщина основания под асфальтобетонные покрытия тротуаров.

Материал основания

Толщина основания в см

При исключении заезда автомобиля

При возможном заезде автомобиля

Щебень

10

12

Цементо-бетон 200

8

10

Металлургический шлак

11

14

Грунт, обработанный цементом

10

12

Грунтоасфальт

7

9

Между основанием и земляным полотном утраивают подстилающий слой из песка, песчано-гравийной смеси и других материалов. Толщина подстилающих слоев принимается равной половине наибольшей толщине основания, приведенных в таблице.

Для устройства тротуарных покрытий применяют цементобетонные плиты. Они характеризуются ровной поверхностью, красивым внешним видом, разборностью конструкции, простотой восстановления и ремонта. Из плит выполняют покрытия разнообразных рисунков и цветов. Используют плиты квадратной формы со сторонами от 35 до 50 см и толщиной 3,5-6 см. Плиты могут быть армированными или нет. Применяются следующие виды плит: ТСП, ТСП-1, ТСП-2, ТВП.

Каменные плиты применяются в районах, богатых каменными материалами. Эти плиты изготовляют из известняка размером 0,75-1 м. Керамические материалы применяют в местностях, где имеются керамические заводы. Чаще всего используется не обычный красный кирпич, а клинкерный кирпич. Его укладывают на песчаное основание толщиной 8-12 см.

К покрытиям простейшего типа относят: щебеночные, гравийные и шлаковые покрытия тротуаров. Толщина этих покрытий принимается 10-13 см. перед крупными зданиями и зрелищными организациями тротуары и пешеходные дорожки устраивают с помощью декоративных покрытий (цветной бетон, клинкерные материалы…).

3.  Велосипедные дорожки.

Велосипедные дорожки устраивают вдоль улиц и дорог, ведущих в зоны отдыха, к паркам, стадионам, пляжам… Велодорожки устраивают по одной или двум сторонам улицы. Иногда их размещают между проезжей частью и тротуарами. Во всех случаях велодорожки ограждают полосами зеленых насаждений. Каждая дорожка проектируется для движения по одному направлению шириной 1,5-2,5 м. При двустороннем встречном движении ширину дорожки увеличивают до 3,75-4,5 м. Поверхности велодорожки придают 2-хскатный выпуклый профиль. Конструкция дорожных одежд на велодорожки применяется тех же типов, что и для пешеходных дорожек и тротуаров.

4.  Трамвайные пути.

Их конструкция зависит от того, расположены они на обособленном полотне и исключается заезд на это полотно или располагаются пути на проезжей части. В последнем случае учитываются: скорость движения автомобилей и трамваев, категория дорожного покрытия и другие конструктивные особенности. При выборе конструкций трамвайных путей необходимо учитывать гидрогеологические условия почвы, а также наличие местных материалов. В состав конструкции трамвайных путей входят: