Объектный падеж. Объект есть группа существительного, на которое направлено действие. Например: “Студент третьего курса в осеннем семестре в терминальном классе реализовал эффективную программу на языке Пролог для курсового проекта”. В объектном падеже по отношению к глаголу “реализовал” выступает группа существительного “эффективная программа”.
Агентный падеж. Агента в вышеприведенном примере характеризует группа существительного “студент третьего курса”. Агентом выступает исполнитель действия.
Инструментальный падеж. Инструментальный падеж определяет группу существительного, которая представляет инструмент, с помощью которого агент совершает действие по отношению к объекту.
Ко-агентный падеж. Коагент производит действие вместе с агентом и находится в отношении подчиненности к агенту.
Целевой падеж. Группа существительного в целевом падеже (в данном примере “курсовой проект”) определяет ради чего (для какой цели) совершается действие.
Локутивный падеж. Группа существительных в лакутивном падеже обозначает место действия. В примере это “терминальный класс”.
Временной падеж. Группа существительного, определяющее время выполнения действия (“осенний семестр”).
Список падежей можно продолжить. Например, падеж источник-назначение описывает начало и конец движения с использованием предлогов “из - в”. Траекторный падеж указывает траекторию с использованием предлогов “через”, “сквозь” и пр.
Понятно, что падежи порождают некоторые бинарные отношения. Поэтому приведенный выше пример можно изобразить в виде графа, который называют также семантической сетью.
Действие = “реализована”
кто (объект)
кем (агент) с помощью чего (инструмент)
студент 3-го курса эффективная
программа язык
пролог
для чего (цель)
где (место) когда (время)
курсовой проект терминальный класс осенний семестр
Рис.1. Семантическая сеть, порожденная падежными отношениями
Далее можно применить формальные грамматики для описания структуры предложения-действия. Формальная грамматика может быть использована как для целей распознавания фразы естественного языка (распознающая грамматика), так и для синтеза фразы (порождающая грамматика). Ниже приводится фрагмент контекстно-свободной грамматики для предложения-действия в модифицированной форме Бэкуса-Наура.
<предложение> := <агент> < действие> <объект> [<инструмент>] [<место>] [<время>] [<цель>];
<агент> := <местоимение> | <именное словосочетание> | <собственное существительное>;
<действие>:= <глагол> | <глагольная группа>;
<объект> := <местоимение> | <именное словосочетание> | <собственное существительное>;
<инструмент> := [<инструментальный предлог>] <именное словосочетание>;
<время> := [<временной предлог>] <именное словосочетание>;
<место> := [<локутивный предлог>] <именное словосочетание>;
<цель> := [<целевой предлог>] <именное словосочетание>;
<именное словосочетание> := <существительное> | <прилагательное> <существительное>;
местоимение := он, она, оно;
инструментальный предлог:=c| c помощью| посредством;
временной предлог:=перед|после|за тем;
локутивный предлог:=в|на|под|над|внутри|снаружи;
целевой предлог:=с целью | для;
<глагол>:=реализовал;
<существительное>:=студент | программа | курс | семестр | класс| пролог | проект;
<прилагательное>:=третий | осенний | терминальный | эффективный | курсовой;
Данный фрагмент падежной грамматики можно развивать во многих направлениях, однако на этом примере становится понятным принцип построения такого рода грамматик.
Следующий фрагмент программы на Пролог показывает возможный путь реализации падежной грамматики:
sentence(S,S0):-agent(S,S1), effect(S1,S2), object(S2,S0).
sentence(S,S0):-agent(S,S1), effect(S1,S2), object(S2,S3),instrument(S3,S0).
sentence(S,S0):-agent(S,S1), effect(S1,S2), object(S2,S3),instrument(S3,S4),
position(S4,S0).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.