Лабораторная работа 5. Изучение приемов семантического анализа предложений естественного языка посредством падежной грамматики

Страницы работы

Содержание работы

МО ПО РФ

Новосибирский Государственный Технический Университет

Кафедра программных систем и баз данных

Лабораторная работа  5

По предмету «Искусственный интеллект»

Факультет: ПМИ

Группа:     ПМ-96

Студенты: Исаева А.В.

                    Щербакова Н.В.

                    Шишкин Р.Н.

Преподаватель: Целебровская М.Ю.

Новосибирск 2003

Цель работы

Изучение приемов семантического анализа предложений естественного языка посредством падежной грамматики

Задание

§  Сформулировать задачу семантического анализа в контексте естественно-языкового интерфейса для интеллектуальных компьютерных программ;

§  реализовать на Прологе падежную грамматику;

§  выбрать некоторую предметную область, дать ее описание предложением или набором предложений. Расширить универсальную падежную грамматику с учетом семантики  предметной области;

§  убедиться, что компьютер правильно понимает высказывания из данной предметной области;

§  построить семантическую сеть выбранной предметной области в терминах падежных отношений;

§  реализовать несколько запросов к базе знаний, представленной семантической сетью.

Выполнение работы

     Задачей семантического анализа в контексте естественно-языкового интерфейса для интеллектуальных компьютерных программ является распознавание фраз естественного языка, выявление смысла, то есть семантики, что позволяет правильно интерпретировать фразу (предложение).

На языке Пролог была реализована следующая падежная грамматика:

<предложение>  := [<время>]<агент> < действие> [<место>] [<инструмент>] <объект>  [<цель>];

<агент> := <именное словосочетание> | <местоимение>;

<действие>:= <глагольная группа> | <глагол> ;

<объект> := <именное словосочетание> | <местоимение>;

<инструмент> := [<инструментальный предлог>]  <инструментальное именное словосочетание>;

<время> := [<временной предлог>] <временное именное словосочетание>;

<место> := [<локутивный предлог>] <локутивное именное словосочетание>;

<цель> := <целевой предлог> <целевое именное словосочетание>;

<именное словосочетание> := <прилагательное><именное словосочетание>|<прилагательное> <существительное> | <существительное>;

<локутивное именное словосочетание> := <прилагательное> <локутивное существительное> | <локутивное существительное>;

<временное именное словосочетание> := <прилагательное> <временное существительное> | <временное существительное>;

<целевое именное словосочетание> := <прилагательное> <целевое существительное> | <целевое существительное>;

<глагольная группа> := <прилагательное> <глагол> | <глагол>

<инструментальное именное словосочетание> := <прилагательное> < инструментальное существительное> | < инструментальное существительное>;

<местоимение> := он | она | оно;

<инструментальный предлог> := из|c помощью | посредством;

<временной предлог> := в | перед | после;

<локутивный предлог> := в | внутри | снаружи;

<целевой предлог> := с целью |  для;

<глагол> := строили;

<прилагательное> := теплый осенний| красивый  | дальний| уютный;

<существительное> := малыш и карлсон | кораблик | <локутивное существительное> | <временное существительное> | <инструментальное существительное>| <целевое> существительное>;

<целевое существительное> := плавание;

<временное существительное> := вечер;

<локутивное существительное> := домик;

<инструментальное существительное> := спичек;

Предметная область для этой грамматики пусть будет задана следующим фактом:

в солнечный ясный день студент готовил в читальном зале по учебникам сложный экзамен для успешной сдачи

Семантическая сеть.

                                              Действие = «готовил»

Кто(объект)

Информация о работе