МО ПО РФ
Новосибирский Государственный Технический Университет
Кафедра программных систем и баз данных
Лабораторная работа 5
По предмету «Искусственный интеллект»
Факультет: ПМИ
Группа: ПМ-96
Студенты: Исаева А.В.
Щербакова Н.В.
Шишкин Р.Н.
Преподаватель: Целебровская М.Ю.
Новосибирск 2003
Изучение приемов семантического анализа предложений естественного языка посредством падежной грамматики
§ Сформулировать задачу семантического анализа в контексте естественно-языкового интерфейса для интеллектуальных компьютерных программ;
§ реализовать на Прологе падежную грамматику;
§ выбрать некоторую предметную область, дать ее описание предложением или набором предложений. Расширить универсальную падежную грамматику с учетом семантики предметной области;
§ убедиться, что компьютер правильно понимает высказывания из данной предметной области;
§ построить семантическую сеть выбранной предметной области в терминах падежных отношений;
§ реализовать несколько запросов к базе знаний, представленной семантической сетью.
Выполнение работы
На языке Пролог была реализована следующая падежная грамматика:
<предложение> := [<время>]<агент> < действие> [<место>] [<инструмент>] <объект> [<цель>];
<агент> := <именное словосочетание> | <местоимение>;
<действие>:= <глагольная группа> | <глагол> ;
<объект> := <именное словосочетание> | <местоимение>;
<инструмент> := [<инструментальный предлог>] <инструментальное именное словосочетание>;
<время> := [<временной предлог>] <временное именное словосочетание>;
<место> := [<локутивный предлог>] <локутивное именное словосочетание>;
<цель> := <целевой предлог> <целевое именное словосочетание>;
<именное словосочетание> := <прилагательное><именное словосочетание>|<прилагательное> <существительное> | <существительное>;
<локутивное именное словосочетание> := <прилагательное> <локутивное существительное> | <локутивное существительное>;
<временное именное словосочетание> := <прилагательное> <временное существительное> | <временное существительное>;
<целевое именное словосочетание> := <прилагательное> <целевое существительное> | <целевое существительное>;
<глагольная группа> := <прилагательное> <глагол> | <глагол>
<инструментальное именное словосочетание> := <прилагательное> < инструментальное существительное> | < инструментальное существительное>;
<местоимение> := он | она | оно;
<инструментальный предлог> := из|c помощью | посредством;
<временной предлог> := в | перед | после;
<локутивный предлог> := в | внутри | снаружи;
<целевой предлог> := с целью | для;
<глагол> := строили;
<прилагательное> := теплый осенний| красивый | дальний| уютный;
<существительное> := малыш и карлсон | кораблик | <локутивное существительное> | <временное существительное> | <инструментальное существительное>| <целевое> существительное>;
<целевое существительное> := плавание;
<временное существительное> := вечер;
<локутивное существительное> := домик;
<инструментальное существительное> := спичек;
Предметная область для этой грамматики пусть будет задана следующим фактом:
в солнечный ясный день студент готовил в читальном зале по учебникам сложный экзамен для успешной сдачи
Семантическая сеть.
Действие = «готовил»
Кто(объект)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.