Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский государственный университет
технологии и дизайна
Кафедра прикладной информатики
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине
«Информационные технологии в социальной сфере»
для специальности 040101(350500) – «Социальная работа»,
специализации «Социальная работа с молодежью»
заочной формы обучения
Составители
Е. Г. Суздалов
Т. А. Кравец
Санкт-Петербург
2007
Рекомендовано
На заседании кафедры
« 27 » марта 2007, протокол № 2
Рецензент: Манько Ю. В.
Оригинал подготовлен авторами и печатается в авторской редакции
Подписано в печать __.__.__. Формат 60х84 1/16
Печать трафаретная. Усл. печ. л. ___. Тираж 100 экз. Заказ ___
Отпечатано в типографии СПГУТД
191028, Санкт-Петербург, ул. Моховая, 26
Настоящие методические указания предназначены для изучения дисциплины «Информационные технологии в социальной сфере» для студентов заочной формы обучения специальности 040101(350500) – «Социальная работа», специализации «Социальная работа с молодежью».
Дисциплина направлена на приобретение студентами знаний о современных информационных технологий в процессах проведения социальной политики при решений отраслевых задач и формирования навыков их применения.
В методических указаниях содержатся следующие материалы:
1. Рабочая программа по дисциплине «Информационные технологии в социальной сфере».
2. Требования к выполнению контрольной работы. Выбор варианта задания.
3. Информационные технологии решения задач отраслей социальной сферы.
4. Информационные технологии в социологических исследованиях.
5. Информационные технологии сферы пенсионного обеспечения.
6. Информационные технологии дистанционного обучения.
7. Список литературы.
Материл шестого семестра построен на основании полученных студентами знаний и навыков, сформированных в предыдущих семестрах, при изучении курса «Информатики».
Учебный план шестого семестра курса предусматривает контрольную работу и экзамен. Контрольная работа выполняется в период между зимней сессией и 25 мая.
1. Рабочая программа по дисциплине «Информационные технологии в социальной сфере»
Цель преподавания дисциплины
Дисциплина «Информационные технологии в социальной сфере» направлена на приобретение студентами знаний и практических навыков применения современных информационных технологий в процессах проведения социальной политики.
Задачи изучения дисциплины
В результате изучения дисциплины студенты должны:
иметь представление
· о составе и структуре информационных систем в социальной сфере и их роли и значении;
· о применении методов системного анализа при построении информационных систем.
знать и уметь использовать
· знать методы применения информационных технологий и уметь их использовать для разработки стратегии и приоритетных направлений социальной политики;
· знать принципы автоматизации процесса управления на основе оперативного анализа информации при решении задач отрасли;
· уметь использовать компьютерные технологии дистанционно-заочной подготовки персонала отрасли.
иметь опыт
· применения информационных технологий в процессе проведения социальной политики;
· разработки баз данных при решении отраслевых задач.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Цели и задачи дисциплины, значение дисциплины для подготовки специалистов в области «Социальная работа с молодежью».
Раздел 1. СИСТЕМЫ И МЕТОДЫ ИХ ИССЛЕДОВАНИЯ (3,5)
Тема 1.1. Понятие систем. Состав и структура систем. Классификация систем. Системы управления (1,5 ч).
Тема 1.2. Прямая и обратная задачи исследования систем. Этапы исследования систем (2 ч).
Раздел 2. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ОТРАСЛИ (4)
Тема 2.1. Автоматизация процессов управления, повышение качества управления на основе оперативного анализа информации (0,5 ч).
Тема 2.2. Автоматизация управленческой деятельностью учреждений сферы труда, занятости и защиты населения (1,5 ч).
Тема 2.3. Метод создания информационной системы (0,5 ч).
Тема 2.4. Возможный состав и функциональная структура информационной системы (0,5 ч).
Тема 2.5. Интегрированные информационные системы для решения задач отрасли (1 ч).
Раздел 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И НАЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (5)
Тема 3.1. Определение информационных технологий и процессов. Классификация информационных технологий (0,5 ч).
Тема 3.2. Назначение информационных технологий (0,5 ч).
Тема 3.3. Использование информационных технологий для разработки стратегий и приоритетных направлений социальной политики (1,5 ч).
Тема 3.4. Распределенные базы данных. Пример использования при решении задачи государственного пенсионного обеспечения (1,5 ч).
Тема 3.5. Информационные технологии разработки долгосрочных прогнозов социальных процессов (1 ч).
Раздел 4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННО-ЗАОЧНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА ОТРАСЛИ (3,5)
Тема 4.1. Основные понятия, особенности, актуальность и проблемы дистанционного обучения. Состав и структура системы дистанционного обучения (0,5 ч).
Тема 4.2. Организация процесса дистанционного обучения (1 ч).
Тема 4.3. Процесс дистанционного обучения (1,5 ч).
Тема 4.4. Принципы разработки учебных ресурсов СДО (0,5 ч).
2. Требования к выполнению контрольной работы. Выбор варианта задания
Контрольная работа по дисциплине «Информационные технологии в социальной сфере» выполняется в 6 семестре студентами специальности 040101(350500) «Социальная работа», специализации «Социальная работа с молодежью».
Контрольная работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ 7.32-2001. Общими требованиями является четкость построения, логическая последовательность изложения материала, убедительность аргументации, краткость и точность формулировок, исключающих возможность субъективного и неоднозначного толкования, конкретность изложения результатов работы, доказательность выводов и обоснованность рекомендаций. Контрольная работа выполняется в электронном виде. На кафедру передается дискета с выполненными заданиями, а также их распечатка на бумажном носителе.
Контрольная работа включает три задания, направленных на приобретение знаний и практических навыков в области применения информационных технологий в процессах проведение социальной политики.
Выполнение первого задания направлено на приобретение знаний о современных информационных системах и информационных технологиях, их основных классификационных признаках, сферах применения в различных областях человеческой деятельности. По результатам изученного материала, студент выполняет реферат по индивидуальной теме. Варианты тем рефератов представлены в разделе 3.6 настоящих учебно-методических указаний. Номер варианта выбирается в соответствии с последними цифрами номера зачетки.
Объем реферата должен составлять не менее 15 страниц, шрифт 14 пт, выполняется на бумаге формата А4. Титульный лист оформляется в соответствии с ГОСТ 2.304, где указывается название университета, кафедры, тема реферата, фамилия, имя, отчество преподавателя и студента выполнившего работу. Пример оформления титульного листа приведен в Приложении.
Список литературных источников, которые были использованы при написании реферата, помещаются в конце с нового листа и включаются в общею нумерацию страниц. Выполнение списка и ссылок на него в тексте должны соответствовать ГОСТ 7.32-2001. Источники следует располагать в порядке упоминания в тексте. По каждому источнику должны приводиться фамилии, инициалы авторов, точное наименование работы, место издания, наименование издательства, год издания и объем источника.
На листах оставляются визуальные поля: левое-30 мм, правое-10 мм, верхнее-15 мм, нижнее-20 мм от края листа.
Страницы пояснительной записки нумеруются арабскими цифрами. Титульный лист включают в общую нумерацию, но номер страницы не ставят. Номер страницы проставляют в нижней части листа по середине без точки. Нумерация страниц сквозная в пределах всего реферата.
Реферат необходимо сохранить на дискету с именем Задание1.doc, а также предоставить материал на бумажном носителе.
Второе задание посвящено статистическим методам в социологических исследованиях. В соответствии с последними цифрами номера зачетной книжки студент выбирает вариант задания по изучаемой теме в разделе 4.3.
В соответствии с вариантом задания следует разработать опросный лист и методику проведения исследования. Провести исследование и выполнить обработку полученных результатов средствами Excel по предложенной в данных указаниях методике.
Результаты выполненного второго задания должны быть представлены в виде:
· файла с именем Задание2.xls, выполненного в программе Excel с таблицей данных исследования и построенными диаграммами с аппроксимирующими функциями (см. рис. 5);
· файла Задание2.doc, выполненного в программе Word, содержащего описание методики опроса и структуру опросного листа, результаты исследования, сведенные в таблицу, выводы, в которых следует указать функцию наилучшим образом аппроксимирующую исследуемый процесс, прогноз изменения процесса на ближайший, указанный в задании срок.
Результаты исследования, опросный лист, методика опроса, обработанные результаты и выводы по работе должны быть представлены на бумажном носителе.
Третье задание включает применение информационных технологий в сфере пенсионного обеспечения. Предлагается разработать базу данных, позволяющую решать задачи пенсионного фонда при работе с гражданами, не достигшими пенсионного возраста, а также пенсионерами. Задание является единым для всех студентов и выполняется средствами СУБД Access. В результате разработанная база данных с выполненными запросами, формами, отчетами, предоставляется на дискете (имя файла Задание3.mdb).
3. Информационные технологии решения задач отраслей социальной сферы
3.1. Понятие социальной системы
Социальная система – это множество социальных элементов связанных между собой совместно выполняемыми мероприятиями и направленное на жизнеобеспечение населения.
Состав элементов социальной системы:
· социальные группы;
· органы социальных групп.
Социальная группа – часть населения, имеющая однотипные устойчивые общественные условия и проблемы жизнедеятельности.
К социальным группам можно отнести:
· интеллигенция, служащие;
· рабочие;
· учащиеся, молодежь;
· пенсионеры, старики;
· крестьяне;
· казаки;
· домохозяйки;
· инвалиды;
· беженцы и переселенцы;
· бездомные;
· осужденные и т. д.
Органы социальных групп это:
· федеральные, региональные (исполнительные, законодательные, судебные) и муниципальные органы власти;
· предприятия, организации, учреждения;
· внебюджетнтые фонды;
· общественные благотворительные объединения;
· коммерческие структуры;
· профсоюзы;
· политические партии.
Структура социальной системы
Организационная и функциональная структуры (взаимосвязь, взаиморасположение элементов), определяющие взаимоотношения между элементами системы, т. е. уровня управления и набор операций, совместно выполняемые элементами.
Совокупность этих операций, позволяющих решать приоритетные проблемы жизнедеятельности социальных групп составляет содержание функционирования социальной системы или другими словами социальной политики.
Целями социальной политики является развитие отраслей социальной сферы (цели – это желательные результаты общественных перемен)
К интересам социальной сферы относятся:
· образование (подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров);
· здравоохранение (полисы, контракты с медицинскими учреждениями);
· культура, спорт, туризм (дома отдыха, лагеря, кружки);
· жилищно-коммунальный сектор (жилье, жилищно-коммунальное хозяйство);
· рынок труда (занятость, безработица);
· социальная защита (оплата и охрана труда, пенсионная система, социальные выплаты, социальные помощь, социальное страхование).
Для достижения целей социальной политики должен быть решен комплекс приоритетных проблем.
Комплекс приоритетных проблем, которые решает социальная система на данном этапе развития социальной сферы, является стратегией социальной политики.
В целом социальная система определяет цели, задачи, приоритеты, нормативную базу и стратегию социальной политики.
3.2. Понятие информационной системы и информационных технологий
Органы социальных групп, перечисленные выше, являются элементами социальной системы, и, в свою очередь, представляют собой смежные системы управления. Для осуществления управления в этих системах требуется обработка ,как правило, больших потоков социальной информации (информация об обществе и процессах, которые в нем происходит).
Возникает задача об эффективности обработки потоков социальной информации. Для ее решения в настоящее время все шире используются информационные системы и, в частности, информационные технологии. Они обеспечивают автоматизированный доступ к информации, необходимой для управления, а следовательно, и повышения эффективности этого процесса.
Информационная система, поддерживающая управление органа любой социальной группы, это целостное образование
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.