Памятка водителю-оператору пожарной автолестницы АЛ-30(131)ПМ-506Д. Часть 2, страница 6

При использовании спасательного рукава в составе АЛ-30(131)ПМ-506Д в нём (спасательном рукаве) может находиться только один человек.


Рис. 3.8 Схемы спуска людей в спасательном рукаве а – самостоятельный спуск спасаемого: при самостоятельном спуске спасаемые должны самостоятельно регулировать скорость спуска путём раздвигания (сжатия) локтей и коленей; после приземления необходимо присесть, чтобы полностью выйти из рукава, и отойти в сторону;

б, в – транспортировка на плечах спасателя человека (стоящим или сидящим) в бессознательном состоянии;

г – транспортировка ребёнка (прижав к груди взрослого человека).

Тактические приёмы при проведении спасательных работ схематически изображены на рис.3.9.


Рис.3.9 Схемы тактических приёмов управления скоростью спуска спасаемых а.  пережатие рукава руками;

б. закручивание рукава вокруг вертикальной оси: способ позволяет операторам полностью управлять скоростью спуска (спускать человека, находящегося в бессознательном состоянии);

в. оттягивание в сторону нижнего конца рукава: способ позволяет операторам активно влиять на траекторию и скорость спуска спасаемого и, при необходимости уводить его от опасных зон (выбросы пламени, дыма и т.п.).

При эксплуатации спасательного рукава ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

·  использование рукава не по назначению;

·  эксплуатация рукава, выработавшего ресурс или достигшего предельного срока службы (ресурс рукава составляет 500 однократных спусков человека, установленный срок службы рукава составляет 5 лет);

·  эксплуатация рукава, не прошедшего очередного технического обслуживания (см. Руководство по эксплуатации РС-С);

·  эксплуатация рукава с недопустимыми повреждениями рукава или деформациями карабинов (см. Руководство по эксплуатации РС-С);

·  осуществление спусков, если на рукав воздействует открытое пламя;

·  осуществление спусков, если секции рукава соединены неправильно, рукав развёрнут не полностью или имеет зацепы на элементы конструкции здания;

·  осуществление спусков людей в громоздкой одежде и в одежде с длинными полами, затрудняющей выход и движение в рукаве;

·  осуществление спусков людей в одежде с острой металлической фурнитурой, а также с предметами, способными повредить рукав или нанести травму спасаемым;

·  осуществления спусков при положении тела спасаемого головой вниз.

Водитель-оператор автолестницы обязан в ходе проведения спасательных работ вести учёт количества однократных спусков человека (рабочих циклов рукава).

Завершая работу на автолестнице и переводя её в транспортное положение, водитель-оператор обязан знать и соблюдать следующее:

-  перед сбором стрелы (сдвиганием) лестницы убедиться в отсутствии каких-либо посторонних предметов на комплекте колен, а также соприкосновения стрелы лестницы с препятствием (стена оконного проёма, карниз кровли и т.п.);

-  осуществляя поворот стрелы, для совмещения осей стрелы лестницы и автомобиля, пользоваться кнопкой-табло SВ3 «Совмещение осей» (см. рис.2.2 и 2.3) на пульте управления лестницей;

-  убедиться, что при опускании комплекта колен (оси автомобиля и стрелы лестницы совмещены), в момент достижения угла 30 0 и менее механизм бокового выравнивания «возвратил» комплект колен относительно подъёмной рамы в исходное (транспортное) положение (при работе лестницы с креном);

-  перед укладкой собранного комплекта колен на транспортную стойку (4-е колено находится над транспортной стойкой на расстоянии 0,4…0,5м), во избежании деформации ступеней (наиболее вероятно 1-го колена) проверить транспортное положение колен лестницы свободным подъёмом запорного крюка комплекта колен;