Анализ трубопрокатной отрасли (на примере ОАО «Волжского трубного завода»)

Страницы работы

Содержание работы

Анализ трубопрокатной отрасли.

На примере ОАО «Волжского трубного завода»

Основным сырьем для производства труб является металл: сталь и чугун. В общих затратах на материалы они занимают примерно 85%. Альтернативных поставщиков, как отечественных, так и зарубежных, насчитывается около 600 компаний. Главными из них являются Тюменский МК, Омский МК и Магнитогорский МК. Среди поставщиков нет одного явного лидера в отрасли, между тремя вышеперечисленными компаниями устойчиво поделена доля рынка. Сырье покупается в основном у производителей, реже у крупных совместных компаний, например у Трубной металлургической компании, в которую входят как производители стали, так и производители труб. Закупки сырья в долях продаж у каждого поставщика составляют примерно 15-20%. То есть для поставщиков данное предприятие является одним из крупных потребителем. Интеграция вперед по цепочке маловероятна, хотя, как было отмечено ранее, существуют совместные компании, объединяющие производителей и потребителей. Это способствует более оптимальному распределению ресурсов между предприятиями и быстрому сбыту произведенной продукции. Те поставщики, которые имеют ресурсы для интеграции, ее уже давно провели. От единичного поставщика зависимость слабая, так как аналогичную продукцию можно приобрести у 600 предприятий.

Основные категории продукции:

1.  идеально прямые презиционные электросварные трубы с упрочненной и хонингованной поверхностью (доля в продажах – 40%; 240 тыс.т.);

2.  высококачественные стальные электросварные холоднотянутые трубы (доля в продажах – 35%; 210 тыс.т.);

3.  стальные длинномерные трубы (доля в продажах – 25%; 150 тыс.т.).

Потребителями являются:

35-40 % - строительный сектор;

20% - нефтегазовый;

30% - коммунальное хозяйство;

10-15% - машиностроение.

Среди крупнейших потребителей следует выделить «ЛУКОЙЛ» и его дочерние предприятия, «Газпром», «Транснефть», «ЮКОС», ТНК, «Сургутнефть», «Волгоградтрансгаз», доля каждого в объеме продаж по каждой категории продктов не превышает 5-10%. Также осуществляется экспорт произведенной продукции 9-15%. Трубы экспортируются в страны СНГ, прибалтийские государства, Израиль, Польшу и ЕС. Сотрудничают с такими крупнейшими зарубежными компаниями, как AGIP, Exxon, Chevron. Работа ведется в последние годы в основном с уже давно существующими потребителями, приступили к освоению нового рынка, представленного потребителями-электростанциями. Конечно, некоторые виды труб производят несколько трубных заводов, здесь и существует острая конкуренция, но все же ассортимент предприятий отличается, в соответствии с этим предложение является более-менее дифференцированным. Примерно около 10-15% составляет выпускаемая продукция от общего объема покупок для единичного потребителя. Производство труб является очень материало- и энергоемким предприятием. Хотя имеется Торговый Дом «ЛУКОЙЛ», в который входят предприятия по производству труб, а также нефтегазодобывающие предприятия.

Эффект масштаба является неотъемлемой частью производства труб, хотя ассортимент единичного производителя очень даже многообразен. В отрасли действует на сегодняшний день положительный эффект масштаба, в среднем наблюдается рост производства на 31%. Вся продукция стандартизирована и соответствует ИСО 9001: 1994г. в настоящее время осваивается ИСО 9002. Проводятся широкомасштабные научные исследования для производства новых труб с наружной изоляцией и по освоению метода прессования из непрерывной заготовки. В основном ценится репутация, имя производителя, особое внимание уделяется отзывам существующих потребителей, количество и объем заказов. Организация нового производства является дорогостоящей, так как это очень энергоемкая отрасль. Важную роль играют договоры, заключенные с сырьевыми поставщиками, а также доступ к дешевой электроэнергии.

Товаров-заменителей не существует (нет прочнее материала, чем сталь).

Объем реализации в отрасли растет с каждым годом, в 2003г. по сравнению с 2002г. он вырос почти в 4 раза. Продукция различных производителей отличается по своим функциональным характеристикам, хотя в ассортименте наблюдаются и совпадения по отдельным наименованиям. В основном данная продукция не является марочной. Важная роль отводится репутации и известности самого производителя.

Похожие материалы

Информация о работе