Для оценки товарного портфеля предприятия с позиции жизненного цикла товаров предлагается матрица «конкурентоспособность – стадия жизненного цикла», позволяющая:
¨ позиционировать существующие товары;
¨ оценить сбалансированность товарного портфеля;
¨ определить приемлемый набор товаров, учитывая их конкурентоспособность;
¨ выбрать конкретные стратегии для балансировки товарного портфеля с учетом регулирования потоков денежной наличности.
Конкурентоспособность
Высокая Средняя Низкая
Выход на рынок
Рост
Зрелость
Старение
Квадранты 1,2 включают товары, которые находятся на стадии выхода на рынок и имеют высокую и среднюю конкурентоспособность. Для них рекомендуется использовать стратегию выхода на рынок, предполагающую закупку и организацию продажи пробной партии товаров.
Квадрант 3 – товары находятся на стадии выхода на рынок, но не являются конкурентоспособными, уместно применить стратегию сбора урожая через сведение к минимуму вложений, предоставление скидок покупателю и вывод ресурсов из данного сегмента ассортимента.
Квадрант 4 включает товары, которые находятся на стадии роста и имеют высокую конкурентоспособность. Рекомендуется увеличить объемы закупа данных товаров, активно их рекламировать.
Квадрант 5 – товары находятся на стадии роста и имеют среднюю конкурентоспособность. Необходимо осторожно подходить к объемам закупок данного товара, тщательно анализировать факторы продаж, так как велика вероятность изменения его позиции в товарном портфеле предприятия.
Квадрант 6 – товары находятся в стадии роста, но конкурентоспособность их низкая. Необходимо активизировать продажу товаров, используя весь комплекс средств стимулирования продаж или перейти к стратегии сбора урожая. Подобные стратегии применимы и к товарам, позиционированным в квадранте 8.
Квадрант 7 – товары имеют высокую конкурентоспособность на стадии зрелости. Следует активно использовать средства стимулирования продаж, при этом приоритет отдается неценовым.
Для товаров, расположенных в сегментах матрицы 9 и 11, необходимо использовать стратегию сбора урожая и ухода с рынка.
Квадрант 10 – товары находятся на стадии старения, но являются конкурентоспособными. Следует использовать весь комплекс средств стимулирования продаж, включая ценовые методы, что продлит время пребывания товаров на рынке.
Квадрант 12 неконкурентоспособные и находящиеся на стадии старения товары, для которых рекомендуется использовать стратегию ухода с рынка.
Чтобы определить позицию конкретного товара на рынке надо оценить его конкурентоспособность и определить стадию жизненного цикла
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.