Предпочтительнее вариант мирного сосуществования, в котором возможна совместная работа, а спорные вопросы просто не обсуждаются.
Еще лучше вариант компромисса, при котором становятся возможными и взаимная договоренность, и взаимные уступки.
И, наконец, наилучшим вариантом оказывается совместная согласованная работа, совместное решение проблем.
Совершенно естественно, что любой конфликт разрешается с наименьшими потерями и тем проще, если заранее проанализированы предпосылки конфликта, если он задерживается и ликвидируется на ранних стадиях.
Возникновение деструктивных конфликтов возможно там, где не учитывается общая психологическая обстановка в коллективе, где низка организованность, где не анализируются возможные предпосылки конфликтов и не принимаются должные профилактические меры. Опасность конфликтов возрастает, если нарушены правила ведения деловых контактов и делового общения. И, наконец, отсутствие продуманной и эффективной программы подготовки к реализации нововведений любого типа - самое надежное средство для возникновения и развития конфликта.
Рассмотрим некоторые общие правила предотвращения и ликвидации конфликтов:
Любое противоречие, любой конфликт неизбежно связаны с необходимостью обсуждения существующих мнений и ведения дискуссии. Для того, чтобы избежать накопления дополнительных разногласий эмоционального происхождения и возможного усиления конфликта, для того, чтобы разобраться в существе конфликта и найти конструктивные пути выхода из него, необходимо определенное поведение. Суть его в следующем:
1)Исходите из того, что Ваш оппонент - не Ваш враг, а Ваш партнер, ищущий совместно с Вами разумный выход из ситуации.
2)Постарайтесь понять цели и интересы оппонента.
3)Каждый может иметь собственное мнение. Вы не обязательно абсолютно правы.
4)Не делайте выводов без подтверждения их фактами.
5)Не уклоняйтесь от неприятных аргументов.
6)Не нападайте на личностные особенности оппонента.
7)Не старайтесь оставить последнее слово за собой.
8)Соблюдайте дисциплину в дискуссии и дайте оппоненту возможность высказать собственное мнение.
Прежде всего необходим анализ возможных противоречий и предпосылок конфликта, а также определение возможных оппонентов и их вероятные позиций. Это позволяет разработать продуманную программу разрешения конфликта. Общие принципы разрешения конфликта сводятся к следующему:
1)Следует работать с обоими оппонентами. Это избавляет от получения информации разного типа от каждого, от получения заведомо ложной информации. У конфликтующих сторон при этом не возникает впечатления, что каждая из них может рассчитывать на Вашу особую поддержку.
2)Обратить внимание на то, что объединяет оппонентов. Беда в том, что при конфликте люди забывают о том, что общего у них больше, чем различий.
3)Наглядно показать, что обе конфликтующие стороны зависят друг от друга и нужны друг другу.
4)Помочь оппонентам разобраться в существе основного конфликта и снять наносные, эмоциональные элементы, усложняющие конфликт и мешающие конструктивному разрешению противоречий.
5)Создавать условия для совместной работы оппонентов, в ходе которой они помогают друг другу и лучше узнают друг друга.
6)Избегать мелочных разборок, столкновений и ссор, возникающих в ходе конфликта, чтобы не создавать ненормальных взаимоотношений и не отвлекать от решения основной задачи.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.