Наиболее эффективный путь - самовоспитание. При этом человек определяет для себя перспективы (цели) в личной и служебной деятельности (что узнать, чему научиться, в каком направлении изменить характер и т.д.) и готовит план для реализации поставленной цели.
Самым трудным оказывается - реализовать план. К сожалению, для большинства (90-95%) самостоятельное осуществление этого этапа оказывается слишком трудным. Это связано с необходимостью выработки установки на постоянное самосовершенствование, что требует силы воли и целенаправленности и большого расхода нервной энергии в начальный период. Только 5-10% людей обладают этими качествами.
Поэтому, даже подсознательно, у большинства возникает отрицательная реакция на новое, даже подчас неосознанное сопротивление новому, что является следствием неизбежного значительного расхода времени и нервной энергии при овладении новым мышлением, новыми привычками, при выработке новых более эффективных установок.
Для продвижения новых взглядов и новых идей, необходимо использование специальных приемов, стимулирующих принятие новых взглядов.
Изменение поведения людей в группе наилучшим образом достигается путем воспитания неформального актива, лидеров группы. Если они переориентируются на новый образ мышления, то большинство группы пойдет за ними, новое экологическое мышление станет нормой поведения группы.
Индивидуальное воздействие возможно при использовании двух ниже перечисленных приемов или при разумном их сочетании.
Один из этих приемов - СТРАХ. Когда человек ясно представляет себе, что его ждут неизбежные неприятности, если он не будет вести себя в соответствии с новыми требованиями.
Этот прием эффективен только при соблюдении двух условий:
1)обеспечивается постоянный и надежный контроль за выполнением требований;
2) безусловное выполнение обещанных наказаний за нарушения.
Если эти два условия не соблюдаются, теряют смысл самые строгие распоряжения.
Страх вызывает определенное внутренне сопротивление и обеспечивает не самое лучшее выполнение требований. Он обеспечивает только тот уровень исполнения, который позволяет избежать наказания.
Наибольшую отдачу применение этого приема дает при управлении поведением людей и групп, отличающихся низким уровнем культуры и ответственности. Кажущаяся привлекательность страха заключается в возможности с его помощью добиться изменения поведения даже очень плохо подготовленных людей (при борьбе с браконьерством, дерзкими нарушениями природоохранных требований).
Таким образом, есть ситуации и категории людей, к которым другие средства просто не могут быть применены. Однако нельзя ориентироваться на страх, как на основной прием воздействия. Во-первых, потому, что он не обеспечивает наилучшее выполнение работы, а во-вторых, потому, что он требует непрерывного и жесткого контроля, а для этого необходимо много сил и средств.
Поэтому, в принципе, несравненно больший эффект дает использование СТРЕМЛЕНИЯ К САМОУТВЕРЖДЕНИЮ И ВНУТРЕННЕГО НЕДОВОЛЬСТВА СОБОЙ.
Если человек почувствует, что предлагаемые ему определенные действия и взгляды гарантируют его устойчивое самоутверждение и повышение значимости, и в то же самое время избавляют от комплекса недовольства собой или уменьшают его неблагоприятное влияние, то он готов на серьезные усилия, чтобы идти по этому пути.
Для любого человека важно увидеть путь к повышению его чувства собственного достоинства, веры в себя, к повышению значимости в глазах окружающих его людей. Важно уметь показать ему этот путь !
Этот подход требует постепенности, тщательной подготовки, хорошего понимания людей и ситуаций. Однако именно он в наибольшей мере обеспечивает возможность целенаправленного изменения поведения людей наилучшего использования их умственного и физического потенциала.
Более того, важно показать возможность самоутверждения в определенной положительной деятельности, так как люди все равно ищут пути самоутверждения, которые при неудачном выборе могут оказаться ложными или антисоциальными.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.