В-третьих, авторитарное руководство препятствует росту руководителя, у которого создается иллюзия всезнайства и всемогущества, но не остается сил и времени, занятых понуканием и контролем, для решения перспективных вопросов, повышения собственной квалификации, воспитания коллектива.
В-четвертых, авторитарное руководство создает условия для деградации последующих поколений руководителей. Хорошие помощники с точки зрения авторитарного руководителя - это активные и деятельные исполнители, точно выполняющие распоряжения высшего руководства, от которых не требуют инициативы и выдвижения собственных идей. Именно такие люди при авторитарном руководстве приходят на смену своему руководителю. Они мало пригодны к самостоятельной руководящей работе.
При всех недостатках авторитарного стиля руководства это единственное средство добиться какого-то результата при работе с плохо подготовленными, мало ответственными людьми.
В реальной жизни организация природоохранной деятельности делает неизбежным определенное сочетание авторитарных и демократических приемов управления.
Проведение экологической политики требует применения власти по отношению к тем, кто не понимает и внутренне не подготовлен к требуемым действиям, и демократического руководства теми, кто к этому готов.
При этом необходима постоянная работа по воспитанию людей, по изменению их образа мышления, чтобы увеличить долю людей, готовых к демократическому стилю руководства, ответственных, обладающих сформированной экологической психологией.
Именно поэтому любая природоохранная программа должна включать подпрограмму по подготовке людей, по их воспитанию, по изменению их мышления. Готовых рецептов выбора правильного соотношения между использованием авторитарного и демократического стилей руководства не может быть. Выбор определяется тем, насколько правильно оценены ситуация , характер предлагаемых мероприятий, психология людей и их мотивации, нормы поведения коллективов, уровень их организации, наличие лидеров и их ценности и мотивации.
Следующие черты характерны для коллективов, пригодных к демократическому управлению:
1.Руководитель знает свой коллектив.
2.Коллектив знает своего руководителя.
3.Во всех основных вопросах руководитель солидаризуется со своим коллективом.
4.Коллектив воспринимает своего руководителя как авторитетного неформального лидера.
5. В коллективе царит дух товарищества.
6. Коллектив хорошо обучен, активен и инициативен.
В подготовке коллектива к сознательной дисциплине и демократическому руководству, таким образом, очень велика роль руководителя, который прямо или косвенно присутствует во всех этих шести признаках.
Именно поэтому руководитель программы должен помнить о том, какое поведение способствует повышению его авторитета и не должен забывать о том, что некоторая часть подчиненных, особенно болезненно самолюбивых, усиленно ищут недостатки в поведении руководителя. Рассматривая любую, даже кажущуюся ошибку вышестоящего руководителя как своеобразную форму личного самоутверждения, формируют в своем подсознании приниженный образ руководителя. Значит, надо избегать ошибок и недоразумений, способных подорвать авторитет руководителя.
Возглавляя любую деятельность, проводя в жизнь любую программу, необходимо ориентироваться на следующие основные условия повышения авторитета руководителя:
Смысл деятельности руководителя в выполнении определенной работы, в принятии необходимых для этого решений и реализации этих решений.
Исполнители ждут от руководителя решений и всегда будут высоко ценить человека, который с готовностью принимает решения и берет на себя ответственность за их выполнение, несмотря на жесткость и резкость его требований.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.