Также решаю проблему социализации детей коррекционных школ, прививая элементарные правила поведения в обществе. Чтобы подготовить ребёнка к взрослой жизни, научить нормам морали, понимать логику определённых правил и взаимоотношений, адекватному поведению в общении с различными людьми, привить знания и навыки, необходимые на протяжении всей жизни (приложение 8).
На каждого ребенка ведется Индивидуальный дневник сопровождения, в структуре которой отслеживается динамика социализации учащегося. В целях сохранения конфиденциальности информации прилагаю форму (приложение 9).
Преодоление изолированности учащегося надомного обучения, считаю возможным, путем естественного включения ребенка в систему образовательного процесса школы:
1. Консультации с узкими специалистами, дополнительные занятия с педагогом-психологом, логопедом, дефектологом.
2. Дополнительные коррекционные занятия по направлениям «Ручной труд», «ЛФК», изо-деятельность, музыкальные занятия.
3. Приглашение и включение детей в мероприятия школы.
4. Приглашение родителей на родительские собрания, консультации для родителей узкими специалистами, беседы с завучем, директором.
В своей работе я принимаю активное участие в разработке и адаптации образовательных программа для учащихся надомного обучения. Например в 2014 году приняла участие в создании программы «Школа, мама, я – лучшие друзья!», в которой раскрываем пути конструктивного взаимодействия семьи ребенка и школы (приложение 10).
Система работы по социализации учащихся надомного обучения дает положительный результат (таблица 2).
Таблица 2 – Динамика уровня социальной адаптации учащихся н/о (балл)
Показатели социализации |
Фамилия Имя учащегося |
Начало 2013-2014уч.года |
Конец 2013-2014уч.года |
Ребенок осознает социальные нормы взаимодействия с посторонними людьми Ребенок осознает социальные нормы взаимодействия относительно знакомых взрослых |
Святилик Евгений |
4 |
5 |
Кривенцов Роман |
1 |
3 |
|
Новиков Олег |
2 |
5 |
|
Ребенок осознает социальные нормы взаимодействия с посторонними людьми Ребенок осознает социальные нормы взаимодействия относительно знакомых взрослых |
Святилик Евгений |
4 |
5 |
Кривенцов Роман |
2 |
3 |
|
Новиков Олег |
2 |
5 |
|
Ребенок осознает социальные нормы взаимодействия с посторонними людьми |
Святилик Евгений |
4 |
5 |
Кривенцов Роман |
2 |
3 |
|
Новиков Олег |
3 |
5 |
|
Стремление ребенка с ОВЗ к взаимодействию (к коллективной игре, коллективно-творческом деле) |
Святилик Евгений |
3 |
4 |
Кривенцов Роман |
3 |
3 |
|
Новиков Олег |
2 |
5 |
|
Стремление ребенка с ОВЗ к самообслуживанию[1] |
Святилик Евгений |
4 |
5 |
Кривенцов Роман |
3 |
3 |
|
Новиков Олег |
4 |
5 |
0- фактор отсутствует
1- фактор возникает после многократного повторения при участии учителя
2- фактор возникает при участии учителя
3- фактор возникает в ходе дробной инструкции
4- фактор возникает в ходе однократной инструкции
5- фактор возникает автоматически в ходе деятельности, выполняется учащимся самостоятельно
В результате проведенной работы, дети учатся разговаривать, выражать свои чувства и просьбы, обращаться к другим людям, в том числе посторонним, с просьбой.
Дети учатся придерживаться правил игры. Осваивают навыки совместной игры, коллективного взаимодействия, речевого этикета, культуры поведения. Вместе с тем, учащиеся все больше понимают себя, свои потребности, осознают себя как личность.
Все дети на этапе овладения навыками самообслуживания.
1.2.2 С 5.04.2010 по 01.09.2013 учебный год работала воспитателем начальных классов. Состав учащихся был постоянным. В 1 и 2 классах самоуправление носило характер соуправления. В 3, 4 классах ребята уже понимали личную роль в системе самоуправления в классе, выполняли свои обязанности, пробовали себя в разном качестве исполнения. В 4 классе учащиеся активизировались, пробовали быть организаторами трудовых и спортивных КТД (приложение 11). Учащиеся, которых я воспитывала, обучаются в 8 классе и участвуют во многих мероприятиях школы.
1.3 «Познавательная активность обучающихся по предмету (направлению деятельности)»
Все учащиеся – 100% включены во внеурочную деятельность в школе. Один обучающийся (Святилик Евгений) посещает Детский Дом Творчества с 2013 учебного года. Направление деятельности во внеурочное время вытекает из необходимости развития общеучебных навыков. В рамках программы «Школа, мама, я – лучшие друзья!» дополнительно с учащимися надомного обучения занимаются педагоги ритмики, музыки, лечебной физкультуры, изо-деятельности и ручного труда (приложение 12).
Таблица 3 – Пути повышения познавательной активности учащихся
Общеучебный навык, проблема |
Направление деятельности |
Дополнительное коррекционное занятие |
Правильная постановка руки при письме |
Позиция пальцев при письме, рисовании |
Изо-деятельность, ручной труд |
Развитие мелкой моторики |
Развитие ловкости пальцев, движения кисти рук |
Изо-деятельность, ручной труд, муз.занятия (игра на детских муз. инструментах), воспитательные мероприятия, содержащие задания для мелкой моторики |
Развитие крупной моторики |
Развитие координации движений, ощущений позиций тела |
ЛФК, ручной труд, коррекционные занятия в сенсорной комнате, подвижные игры |
Ориентация на листе, в тетради при письме |
Развитие навыков ориентации в пространстве, относительно тела, относительно абстрактных ориентиров (право, лево) |
ЛФК, ручной труд, коррекционные занятия в сенсорной комнате |
В результате осуществления системы работы по повышению познавательной активности у учащихся надомной формы обучения первой ступени наблюдаются следующая
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.