Активизация функций речевого аппарата. Вызывание звука [р]: Конспект пробного индивидуального логопедического занятия для учащегося 2 класса

Страницы работы

Содержание работы

Поповой А.

20/09/10

Конспект пробного индивидуального логопедического занятия для учащегося 2 класса

Тема: Активизация функций речевого аппарата. Вызывание звука [р].

Цель: активизация функций речевого аппарата.

Задачи:

Обучающие:

1)  уточнить слуховой и произносительный образ звука [р], зрительный образ буквы Р;

2)  подготавливать органы артикуляции к произнесению звука [р].

Развивающие:

1) развивать фонематический слух, фонематические представления;

2) развивать навыки фонематического анализа;

3) развивать голос и переключаемость органов речевого аппарата;

4) активизировать словарный запас по теме «Овощи»;

5) развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к логопедическим занятиям.

Оборудование: зеркало, предметные картинки по теме «Овощи» (черно-белые).

Ход занятия

  1. Организационный момент (1 мин).

Логопед приглашает ребенка в свой кабинет, просит присесть за стол.

- Что мы делали на прошлом занятии? /Мы тренировали наш ротик/.

- Правильно. Сегодня мы продолжим тренировку. Поставь зеркало на подставку.

Ребенок ставит зеркало на подставку.

  1. Артикуляционная гимнастика (4 мин).

Упражнения для губ:

1.«Улыбочка».

- Покажем, какие мы веселые и радостные. Растянем губки в улыбочке.

2.«Рупор».

- Представь, что ты капитан. Чтобы тебя услышали матросы, надо взять рупор, он усилит твой голос. Вытянем губы широкой трубочкой.

Упражнения для языка:

3.«Блинчик».

- Откроем ротик широко и положим широкий язычок на нижнюю губку.

4. «Накажем непослушный язычок».

- Язычок нас плохо слушается. Давай его накажем. Высунем язычок и побьем по нему губками – Пя-пя-пя. А теперь зубками – та-та-та.

5. «Блинчик».

6.«Вкусное варенье».

-Мы ели блинчики с вареньем. Оближи верхнюю губку.

7.«Почистим зубки».

- После еды надо почистить зубки. Рот откроем, улыбнемся. Язычком почистим верхние зубки сначала с внутренней стороны, затем – с внешней.

Логопед показывает выполнение упражнений. Каждое упражнение выполняется 3-5 раз. Ребенок выполняет все упражнения.

  1. Основная часть (13 мин).

А) Объяснение цели занятий.

- Молодец. Убери зеркало и послушай, как рычит злая собака: рррр. Такой звук ты будешь учиться произносить. У тебя непременно получится, если ты будешь стараться.

Б) Игра «Поймай звук».

- Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду произносить много разных звуков, а ты хлопни в ладошки, если услышишь среди них звук [р].

[с], [з], [р], [м], [ф], [в], [р].

Аналогично – из слогов.

Са, ра, вы, ры, мо, ро, фы, ры, ку, ру, пу.

- А теперь послушай и скажи, есть ли звук [р] в слове сом? /Нет/.

Аналогично – каша, капуста, рак, рука.

В) Дидактическая игра «Найди картинки».

Перед ребенком выкладываются картинки по теме «Овощи».

- Назови, что здесь нарисовано. /Огурец, помидор, картофель, лук, свекла/.

- Молодец. А теперь отбери только те картинки, в названиях которых есть звук [р].

Ребенок отбирает нужные картинки.

- Раскрась их.

Ребенок раскрашивает картинки.

Г) Определение позиции звука [р] в слове.

- А теперь скажи, где в слове огурец находится звук [р]. В начале, середине или конце? /В середине/.

Аналогично: помидор, картофель, горох, росток.

Д) Работа в тетради.

- Запиши эти слова в тетрадь и подчеркни в них букву Р. Сам придумай несколько слов с этим звуком и запиши их.

Ребенок записывает слова. Логопед проверяет выполнение задания.

Е) Развитие голоса и переключаемости органов артикуляционного аппарата.

1.«Играем с мячом».

- Повтори за мной та-та-та-так, ты-ты-ты-тык, то-то-то-ток. Последний слог нам нужно сказать громко.

2. «Играем в теннис».

- Повтори за мной та-ту, та-ту, то-ты, то-ты. При этом рукой нам нужно ритмично двигать вперед-назад.

Логопед показывает правильное выполнение заданий. Ребенок выполняет.

  1. Итог занятия (2 мин).

- Чем мы сегодня занимались?

- Что тебе понравилось?

Логопед оценивает деятельность ребенка.

Похожие материалы

Информация о работе