Поповой А.
20/09/10
Конспект пробного индивидуального логопедического занятия для учащегося 2 класса
Тема: Активизация функций речевого аппарата. Вызывание звука [р].
Цель: активизация функций речевого аппарата.
Задачи:
Обучающие:
1) уточнить слуховой и произносительный образ звука [р], зрительный образ буквы Р;
2) подготавливать органы артикуляции к произнесению звука [р].
Развивающие:
1) развивать фонематический слух, фонематические представления;
2) развивать навыки фонематического анализа;
3) развивать голос и переключаемость органов речевого аппарата;
4) активизировать словарный запас по теме «Овощи»;
5) развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к логопедическим занятиям.
Оборудование: зеркало, предметные картинки по теме «Овощи» (черно-белые).
Ход занятия
Логопед приглашает ребенка в свой кабинет, просит присесть за стол.
- Что мы делали на прошлом занятии? /Мы тренировали наш ротик/.
- Правильно. Сегодня мы продолжим тренировку. Поставь зеркало на подставку.
Ребенок ставит зеркало на подставку.
Упражнения для губ:
1.«Улыбочка».
- Покажем, какие мы веселые и радостные. Растянем губки в улыбочке.
2.«Рупор».
- Представь, что ты капитан. Чтобы тебя услышали матросы, надо взять рупор, он усилит твой голос. Вытянем губы широкой трубочкой.
Упражнения для языка:
3.«Блинчик».
- Откроем ротик широко и положим широкий язычок на нижнюю губку.
4. «Накажем непослушный язычок».
- Язычок нас плохо слушается. Давай его накажем. Высунем язычок и побьем по нему губками – Пя-пя-пя. А теперь зубками – та-та-та.
5. «Блинчик».
6.«Вкусное варенье».
-Мы ели блинчики с вареньем. Оближи верхнюю губку.
7.«Почистим зубки».
- После еды надо почистить зубки. Рот откроем, улыбнемся. Язычком почистим верхние зубки сначала с внутренней стороны, затем – с внешней.
Логопед показывает выполнение упражнений. Каждое упражнение выполняется 3-5 раз. Ребенок выполняет все упражнения.
А) Объяснение цели занятий.
- Молодец. Убери зеркало и послушай, как рычит злая собака: рррр. Такой звук ты будешь учиться произносить. У тебя непременно получится, если ты будешь стараться.
Б) Игра «Поймай звук».
- Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду произносить много разных звуков, а ты хлопни в ладошки, если услышишь среди них звук [р].
[с], [з], [р], [м], [ф], [в], [р].
Аналогично – из слогов.
Са, ра, вы, ры, мо, ро, фы, ры, ку, ру, пу.
- А теперь послушай и скажи, есть ли звук [р] в слове сом? /Нет/.
Аналогично – каша, капуста, рак, рука.
В) Дидактическая игра «Найди картинки».
Перед ребенком выкладываются картинки по теме «Овощи».
- Назови, что здесь нарисовано. /Огурец, помидор, картофель, лук, свекла/.
- Молодец. А теперь отбери только те картинки, в названиях которых есть звук [р].
Ребенок отбирает нужные картинки.
- Раскрась их.
Ребенок раскрашивает картинки.
Г) Определение позиции звука [р] в слове.
- А теперь скажи, где в слове огурец находится звук [р]. В начале, середине или конце? /В середине/.
Аналогично: помидор, картофель, горох, росток.
Д) Работа в тетради.
- Запиши эти слова в тетрадь и подчеркни в них букву Р. Сам придумай несколько слов с этим звуком и запиши их.
Ребенок записывает слова. Логопед проверяет выполнение задания.
Е) Развитие голоса и переключаемости органов артикуляционного аппарата.
1.«Играем с мячом».
- Повтори за мной та-та-та-так, ты-ты-ты-тык, то-то-то-ток. Последний слог нам нужно сказать громко.
2. «Играем в теннис».
- Повтори за мной та-ту, та-ту, то-ты, то-ты. При этом рукой нам нужно ритмично двигать вперед-назад.
Логопед показывает правильное выполнение заданий. Ребенок выполняет.
- Чем мы сегодня занимались?
- Что тебе понравилось?
Логопед оценивает деятельность ребенка.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.