29/09/10
Конспект индивидуального логопедического занятия для учащегося 2 класса
Тема: Активизация функций речевого аппарата. Вызывание звука [р].
Цель: постановка проторного звука [р].
Задачи:
Обучающие:
1) подготавливать органы артикуляции к произнесению звука [р];
2) научить ребенка произносить проторный звук [р].
Развивающие:
1) развивать фонематический слух, фонематические представления;
2) совершенствовать навыки фонематического анализа;
3) активизировать предметный словарный запас;
4) развивать слуховое внимание;
5) развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать умение четко выполнять инструкцию.
Оборудование: зеркало, карточка с буквой Р, предметные картинки по лексической теме «Грибы», картинка с черно-белыми изображениями, карандаши.
Ход занятия
Логопед приглашает ребенка в свой кабинет, просит присесть за стол.
- Что мы делали на прошлом занятии? /Мы учились произносить звук [р]/.
- Правильно. Сегодня мы продолжим учиться. Но сначала сделаем артикуляционную гимнастику. Поставь зеркало на подставку.
Ребенок ставит зеркало на подставку.
Упражнения для губ:
1.«Трубочка».
- Вытянем губки вперед, как будто хотим сказать звук У. Держи, а я посчитаю до 6.
2.«Заброчик».
- Улыбнемся, сомкнем и покажем зубки.
Далее – чередование «Трубочки» и «Заборчика».
Упражнения для языка:
3. «Лошадка».
- Поедем за грибами на лошадке. Лошадка цокает копытцами по мостовой. Поцокаем язычком.
4. «Грибок».
- Соберем грибки и повесим на сучок. Присосем язычок к небу. Срезаю и кладу в корзинку лисичку, боровик, моховик, подосиновик.
Выкладываются картинки с изображением грибов.
- Хорошо. А теперь ты назови мне эти грибы. /Лисичка, боровик, моховик, подосиновик/.
5. «Сдуем листок с грибка».
- Давай сделаем «грибок» и произнесем звук [ц]. Сдули листик с грибка.
6. «Чашечка».
- Приготовь чашечку, я налью тебе чаю. Тебе нужно округлить губы, высунуть язык изо рта и удерживать его в положении «чашечки».
7. «Дятел».
- А в лесу нас снова встречал дятел. Откроем рот, поднимем язык за верхние зубы и постучим по бугоркам за верхними зубками, произнося звук [т].
Логопед показывает выполнение упражнений. Каждое упражнение выполняется 3-5 раз. Ребенок выполняет все упражнения, смотря в зеркало.
А) Постановка проторного звука [р]. Подготовительный этап.
- Теперь вспомним упражнение, которое мы изучали на прошлых занятиях. Сделаем «Блинчик» и поднимем язычок на верхнюю губку. Отправим язычок за верхние зубки и отодвинем его к бугоркам. Улыбнись, чтобы твои зубки были видны. Держи язык широким наверху. Скажи з-з-з-з.
Слышится звук, похожий на зж.
Упражнения повторяются несколько раз.
Б) Постановка проторного звука [р]. Основной этап.
- А что мы делали дальше, помнишь? Мы к звуку [з] прибавляли звук [а]. Язычок держали там же, наверху. Давай вспоминать, как мы делали.
Ребенок выполняет упражнение.
Аналогично: зы, зо, зу. Слышатся слоги ра, ры, ро, ру.
- Молодец. У тебя уже хорошо получается. На следующем занятии продолжим нашу работу.
В) Дидактическая игра «Поймай звук».
Логопед предлагает ребенку карточку с буквой Р.
- Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду говорить много разных звуков, а ты подними карточку с буквой Р, если услышишь звук [р].
[с], [з], [р], [м], [ф], [в], [р].
Аналогично - в слогах.
Ру, ло, ка, ра, ро, ры, лы, са, ры.
Аналогично слова – радуга, карандаш, лампа, тапочки, марафон, телевизор, полка, лев.
Г) Определение места звука [р] в словах.
- Я буду тебе читать слово, а ты определи, где в нем звук [р] и начерти схему в тетради.
- Для этого давай вспомним, как мы делим слова на слоги? /Сколько в слове гласных, столько и слогов/.
Логопед показывает образец выполнения задания.
Карандаш, радуга, компьютер, работа, разница, гаражи, комар, горки.
Ребенок выполняет задание.
Д) Дидактическая игра «Тихо-громко».
- Хорошо. А теперь мы поиграем в игру «Скажи тихо-громко». Я буду называть разные слова, а ты должен их сказать сначала тихо, а затем громко. Понятно задание? /Да/.
Мама, кот, день, нос, лиса, молоко, диван.
- Хорошо. Вспомни слова, которые мы сейчас называли. /Мама, кот, день, нос, лиса, молоко, диван/.
- В этих словах есть звук [р]? /В этих словах нет звука [р]/.
Е) Дидактическая игра «Раскрась».
Логопед предлагает ребенку картинку с черно-белыми изображениями.
- Перечисли, что здесь нарисовано. /Радуга, мороженое, диван, телевизор, помидор, лук, ананас, море, дверь/.
- Раскрась только те изображения, в названиях которых есть звук [р].
Ребенок раскрашивает изображения, в названиях которых есть звук [р].
- Чем мы сегодня занимались?
- Что тебе понравилось?
- Дома потренируйся ставить язычок также, как мы ставили его здесь сегодня.
- Какой звук мы при этом произносили? /З-з-з/.
- Правильно. А слоги какие? /За, зо, зу, зы/.
Логопед оценивает деятельность ребенка.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.