Упражнения по теме "Личностный компонент" (Узнавание знакомых людей. Составление сообщения "Моя семья" с опорой на фотографии)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Личностный компонент (упражнения)

Оглавление

Оглавление. 1

1.    УЛЫБАЕТСЯ ОТРАЖЕНИЮ В ЗЕРКАЛЕ. 1

2.    ПРЯТАТЬСЯ И ИСКАТЬ. 1

3.    ЧАСТИ ТЕЛА.. 2

4.    УЗНАВАНИЕ ЗНАКОМЫХ ЛЮДЕЙ.. 2

5.    ГЛАГОЛЫ (КОМАНДЫ И ДЕЙСТВИЯ НА КАРТИНКАХ) 2

6.    ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ. 3

7.    «ЧЕЙ ЭТО...?». 3

9.    МОЯ СЕМЬЯ.. 4

УЛЫБАЕТСЯ ОТРАЖЕНИЮ В ЗЕРКАЛЕ

Материалы: Зеркало размером не менее 20 х 25 см.

Процедура:

Поместите зеркало перед ребенком так, чтобы он мог видеть себя, но не видел вас. Понаблюдайте за реакцией ребенка.

Если ребенок не улыбается своему отражению в зеркале, пока он сидит перед зеркалом, сделайте что-нибудь что обычно вызывает у него улыбку (например, пощекочите, поиграйте в игру «Ку-ку!», выгляните над зеркалом, позвольте ребенку увидеть ваше улыбающееся лицо в зеркале). Понаблюдайте за реакцией ребенка, когда он увидит свое улыбающееся лицо. Уберите зеркало на несколько минут, а затем попробуйте снова. Превратите это в игру.

В повседневной жизни:

Подобные действия можно выполнять перед любым зеркалом в доме. Поднимите ребенка или подвиньте к нему зеркало, говоря: «А кто это?» или «А вот и...!)

Адаптация процедуры:

Нет необходимости в адаптации для детей с нарушениями слуха или двигательными нарушениями.

Критерий: Ребенок улыбается собственному отражению в зеркале.

1.  ПРЯТАТЬСЯ И ИСКАТЬ

Познавательная деятельность: понимание речи

Учебная цель: формировать интерес к простым коммуникативным играм, развивать желание прятаться или кого-то искать

Задание: спрятаться от кого-нибудь и искать кого-то

Материал: отсутствует

Начните упражнение с того, что научите ребёнка прятаться. Пусть отец или другой ребенок сядет в комнате. Возьмите ребёнка за руку и скажите: «Спрячься от папы!». Отведите его за дверь, кресло или под стол. Покажите ребенку только три места, где можно спрятаться, и повторяйте слово «прятаться» в течение всего упражнения. Подведите Антона1 к одному из указанных мест. Пусть кто-нибудь крикнет: «Где Антон?». После этого помогите мальчику встать или поднять руку, чтобы показать, где он. Тот, кто звал, должен подойти к ребенку и обнять его.

Когда Антон научится прятаться и показываться, когда его зовут, попросите кого-нибудь спрятаться в одном из трех мест. Воскликнете: «Где папа?» - помогите Антону найти его, подбежать и обнять. Когда Антон начнет понимать эту игру, пусть прячется сам без помощи.

здесь и далее имя ребёнка дано условно

2.  ЧАСТИ ТЕЛА

Различает части тела.   

Сидя напротив ребенка, добейтесь внимания и произнесите команду: «Покажи (дотронься) на …» помогайте ребенку находить правильную часть тела на нем самом и закрепляйте правильные действия. Со временем  положительно реагируйте только на правильный выбор без подсказки.

Называет части тела.   

Укажите на часть тела на себе и спросите, что это. Подсказывайте только на первом этапе.

Сначала выбирайте части тела, расположенные не близко между собой (голова – ноги, а не глаза – нос.)

Инструкция:

(1) «Покажи на …»

(2) «Что это ?»

Реакция:

(1) Правильно касается части тела  (2) Правильно называет части тела

дата введения

дата усвоения

1.  Голова 

2.  Стопы 

3.  Живот 

4.  Нос

5.  Рот 

6.  Ноги 

7.  Глаза

8.  Уши

9.  Волосы

10.Щеки 

11.Плечи

12.Кисть руки

13.Лицо

14.Рука

15.Пальцы

16.Локоть

17.Подбородок

18.Пальцы ног

19.Большой палец

3.  УЗНАВАНИЕ ЗНАКОМЫХ ЛЮДЕЙ

Узнает по фотографиям

Покажите фото со знакомыми ребенку людьми и попросите: «Покажи на …». Закрепляйте правильные ответы.

На картинках

Покажите фото знакомого человека и спросите «Кто это?». Поначалу подсказывайте.

В лицо

Спросите, кто это, показав на знакомого человека в комнате, подсказывайте имя. Потом подсказки должны стать незаметными и совсем без них. Начинайте с родителей, братьев и сестер. 

Вопрос: «Кто это?» (1) на картинке (2) в лицо

Реакция: (1-2) Правильно называет имя человека

дата введения 

дата усвоения

1. 

2. 

4.  ГЛАГОЛЫ (КОМАНДЫ И ДЕЙСТВИЯ НА КАРТИНКАХ)

Показывает действия сам

Дайте ребенку инструкцию: «Покажи мне как…(глагол)».

Показывает действия на картинке

Скажите: «Покажи, кто …(глагол)». До этого ребенок должен уметь выполнять10 единичных команд, различать картинки. В качестве стимулятора сами моделируйте действие на первых порах.

Начинайте с тех действий, которые ребенок усвоил в программе 6 - Единичные команды (см. Индивидуальные занятия по модификации поведения)

Инструкция:  (1)  Покажи мне как …

(2)  Покажи, кто …

Реакция  (1) Правильно показывает действия  (2) Правильно показывает действия на картинке 

дата введения 

дата усвоения

1.  Стоять

2.  Сидеть 

3.  Хлопать 

4.  Махать

5.  Есть

6.  Пить 

7.  Поворачиваться

8.  Прыгать

9.  Обнимать

10.  Целовать

11.  Дуть

12.  Спать

13.  Стучать (в дверь)

14.  Читать

15.  Рисовать

16.  Плакать

17.  Причесывать

18.  Бросать

19.  Шагать

20.  Пинать

5.  ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ

Определяет,  кому принадлежит …

Когда знакомый человек находится в поле зрения ребенка, скажите: «Дотронься до рубашки (Марии)».

Называет, кому принадлежит …

Показав на часть тела или одежды знакомого человека, спросите: «Чей (чья) это…?»  Помогайте с ответом (Рубашка Марии).

Инструкция: (1) «Дотронься до … (части одежды или тела) … (имя конкретного человека)» (2) «Чей (чья)… (часть тела или одежды)?»

Реакция: (1) Правильно выполняет просьбу  (2) Правильно называет человека

дата введения 

дата усвоения

1. 

2. 

3. 

6.  «ЧЕЙ ЭТО...?»

Социальные отношения: взаимодействие

Учебная цель: расширение выразительных речевых способностей, определение принадлежности

Задание: распознать, кому принадлежит предмет

Материал: предметы, которые легко распознать по их принадлежности членам семьи (ботинки отца, платье мамы, машинка Саши, кукла Светы)

Сядьте с Сашей за стол и положите перед ним четыре предмета. Поднимите каждый и скажите, чей он: «Папины ботинки, машинка Саши...». Подчеркивайте имя человека и его собственность. После того как Вы" назвали людей и предметы, им принадлежащие, попросите Сашу показать их и скажите: «Саша, дай мне папины ботинки!». Проделайте это с четырьмя предметами, пока ребенок их Вам не подаст. Затем спросите по-другому: «Чьи это ботинки?». Если он медлит, подскажите ему первый звук. Сразу же поощряйте ребенка, если он пытается назвать вещь правильно. Не ожидайте, что Саша сразу скажет: «папины ботинки». Весьма приемлемым ответом для начала будет «папа ботинки». Однако повторяйте окончание «ны», пока ребенок не начнет произносить его.

ПРАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ "КТО Я?"

Задачи: формировать умение кратко и последовательно рассказывать о себе; развивать логическое мышление, связную речь. 1. Ответы на вопросы.

♦  Как тебя зовут?

♦  Сколько тебе лет?

♦  Где ты живешь? Назови свой адрес.

♦  В какой стране ты живешь?

♦  Кто у тебя есть в семье?

♦  Кто ты для своих родителей? (Сын, дочь.)

♦  Кто ты для бабушки (дедушки)? (Внук, внучка.)

♦  Кто самый старший в семье? И т. д.

2.  Краткий последовательный рассказ учащихся о себе по образцу.

7.  МОЯ СЕМЬЯ

Составление сообщения "Моя семья" с опорой на фотографии

Задачи: учить детей рассказывать о своей семье; развивать речевые навыки.

Предварительная работа: учащиеся приносят фотографии членов семьи

Похожие материалы

Информация о работе