Личностный компонент (упражнения)
Оглавление
Оглавление. 1
1. УЛЫБАЕТСЯ ОТРАЖЕНИЮ В ЗЕРКАЛЕ. 1
2. ПРЯТАТЬСЯ И ИСКАТЬ. 1
3. ЧАСТИ ТЕЛА.. 2
4. УЗНАВАНИЕ ЗНАКОМЫХ ЛЮДЕЙ.. 2
5. ГЛАГОЛЫ (КОМАНДЫ И ДЕЙСТВИЯ НА КАРТИНКАХ) 2
6. ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ. 3
7. «ЧЕЙ ЭТО...?». 3
9. МОЯ СЕМЬЯ.. 4
УЛЫБАЕТСЯ ОТРАЖЕНИЮ В ЗЕРКАЛЕ
Материалы: Зеркало размером не менее 20 х 25 см.
Процедура:
Поместите зеркало перед ребенком так, чтобы он мог видеть себя, но не видел вас. Понаблюдайте за реакцией ребенка.
Если ребенок не улыбается своему отражению в зеркале, пока он сидит перед зеркалом, сделайте что-нибудь что обычно вызывает у него улыбку (например, пощекочите, поиграйте в игру «Ку-ку!», выгляните над зеркалом, позвольте ребенку увидеть ваше улыбающееся лицо в зеркале). Понаблюдайте за реакцией ребенка, когда он увидит свое улыбающееся лицо. Уберите зеркало на несколько минут, а затем попробуйте снова. Превратите это в игру.
В повседневной жизни:
Подобные действия можно выполнять перед любым зеркалом в доме. Поднимите ребенка или подвиньте к нему зеркало, говоря: «А кто это?» или «А вот и...!)
Адаптация процедуры:
Нет необходимости в адаптации для детей с нарушениями слуха или двигательными нарушениями.
Критерий: Ребенок улыбается собственному отражению в зеркале.
Познавательная деятельность: понимание речи
Учебная цель: формировать интерес к простым коммуникативным играм, развивать желание прятаться или кого-то искать
Задание: спрятаться от кого-нибудь и искать кого-то
Материал: отсутствует
Начните упражнение с того, что научите ребёнка прятаться. Пусть отец или другой ребенок сядет в комнате. Возьмите ребёнка за руку и скажите: «Спрячься от папы!». Отведите его за дверь, кресло или под стол. Покажите ребенку только три места, где можно спрятаться, и повторяйте слово «прятаться» в течение всего упражнения. Подведите Антона1 к одному из указанных мест. Пусть кто-нибудь крикнет: «Где Антон?». После этого помогите мальчику встать или поднять руку, чтобы показать, где он. Тот, кто звал, должен подойти к ребенку и обнять его.
Когда Антон научится прятаться и показываться, когда его зовут, попросите кого-нибудь спрятаться в одном из трех мест. Воскликнете: «Где папа?» - помогите Антону найти его, подбежать и обнять. Когда Антон начнет понимать эту игру, пусть прячется сам без помощи.
1 здесь и далее имя ребёнка дано условно
Различает части тела.
Сидя напротив ребенка, добейтесь внимания и произнесите команду: «Покажи (дотронься) на …» помогайте ребенку находить правильную часть тела на нем самом и закрепляйте правильные действия. Со временем положительно реагируйте только на правильный выбор без подсказки.
Называет части тела.
Укажите на часть тела на себе и спросите, что это. Подсказывайте только на первом этапе.
Сначала выбирайте части тела, расположенные не близко между собой (голова – ноги, а не глаза – нос.)
Инструкция: (1) «Покажи на …» (2) «Что это ?» |
Реакция: (1) Правильно касается части тела (2) Правильно называет части тела |
дата введения |
дата усвоения |
1. Голова |
|||
2. Стопы |
|||
3. Живот |
|||
4. Нос |
|||
5. Рот |
|||
6. Ноги |
|||
7. Глаза |
|||
8. Уши |
|||
9. Волосы |
|||
10.Щеки |
|||
11.Плечи |
|||
12.Кисть руки |
|||
13.Лицо |
|||
14.Рука |
|||
15.Пальцы |
|||
16.Локоть |
|||
17.Подбородок |
|||
18.Пальцы ног |
|||
19.Большой палец |
Узнает по фотографиям
Покажите фото со знакомыми ребенку людьми и попросите: «Покажи на …». Закрепляйте правильные ответы.
На картинках
Покажите фото знакомого человека и спросите «Кто это?». Поначалу подсказывайте.
В лицо
Спросите, кто это, показав на знакомого человека в комнате, подсказывайте имя. Потом подсказки должны стать незаметными и совсем без них. Начинайте с родителей, братьев и сестер.
Вопрос: «Кто это?» (1) на картинке (2) в лицо |
Реакция: (1-2) Правильно называет имя человека |
дата введения |
дата усвоения |
1. |
|||
2. |
Показывает действия сам
Дайте ребенку инструкцию: «Покажи мне как…(глагол)».
Показывает действия на картинке
Скажите: «Покажи, кто …(глагол)». До этого ребенок должен уметь выполнять10 единичных команд, различать картинки. В качестве стимулятора сами моделируйте действие на первых порах.
Начинайте с тех действий, которые ребенок усвоил в программе 6 - Единичные команды (см. Индивидуальные занятия по модификации поведения)
Инструкция: (1) Покажи мне как … (2) Покажи, кто … |
Реакция (1) Правильно показывает действия (2) Правильно показывает действия на картинке |
дата введения |
дата усвоения |
1. Стоять |
|||
2. Сидеть |
|||
3. Хлопать |
|||
4. Махать |
|||
5. Есть |
|||
6. Пить |
|||
7. Поворачиваться |
|||
8. Прыгать |
|||
9. Обнимать |
|||
10. Целовать |
|||
11. Дуть |
|||
12. Спать |
|||
13. Стучать (в дверь) |
|||
14. Читать |
|||
15. Рисовать |
|||
16. Плакать |
|||
17. Причесывать |
|||
18. Бросать |
|||
19. Шагать |
|||
20. Пинать |
Определяет, кому принадлежит …
Когда знакомый человек находится в поле зрения ребенка, скажите: «Дотронься до рубашки (Марии)».
Называет, кому принадлежит …
Показав на часть тела или одежды знакомого человека, спросите: «Чей (чья) это…?» Помогайте с ответом (Рубашка Марии).
Инструкция: (1) «Дотронься до … (части одежды или тела) … (имя конкретного человека)» (2) «Чей (чья)… (часть тела или одежды)?» |
Реакция: (1) Правильно выполняет просьбу (2) Правильно называет человека |
дата введения |
дата усвоения |
1. |
|||
2. |
|||
3. |
Социальные отношения: взаимодействие
Учебная цель: расширение выразительных речевых способностей, определение принадлежности
Задание: распознать, кому принадлежит предмет
Материал: предметы, которые легко распознать по их принадлежности членам семьи (ботинки отца, платье мамы, машинка Саши, кукла Светы)
Сядьте с Сашей за стол и положите перед ним четыре предмета. Поднимите каждый и скажите, чей он: «Папины ботинки, машинка Саши...». Подчеркивайте имя человека и его собственность. После того как Вы" назвали людей и предметы, им принадлежащие, попросите Сашу показать их и скажите: «Саша, дай мне папины ботинки!». Проделайте это с четырьмя предметами, пока ребенок их Вам не подаст. Затем спросите по-другому: «Чьи это ботинки?». Если он медлит, подскажите ему первый звук. Сразу же поощряйте ребенка, если он пытается назвать вещь правильно. Не ожидайте, что Саша сразу скажет: «папины ботинки». Весьма приемлемым ответом для начала будет «папа ботинки». Однако повторяйте окончание «ны», пока ребенок не начнет произносить его.
ПРАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ "КТО Я?"
Задачи: формировать умение кратко и последовательно рассказывать о себе; развивать логическое мышление, связную речь. 1. Ответы на вопросы.
♦ Как тебя зовут?
♦ Сколько тебе лет?
♦ Где ты живешь? Назови свой адрес.
♦ В какой стране ты живешь?
♦ Кто у тебя есть в семье?
♦ Кто ты для своих родителей? (Сын, дочь.)
♦ Кто ты для бабушки (дедушки)? (Внук, внучка.)
♦ Кто самый старший в семье? И т. д.
2. Краткий последовательный рассказ учащихся о себе по образцу.
Составление сообщения "Моя семья" с опорой на фотографии
Задачи: учить детей рассказывать о своей семье; развивать речевые навыки.
Предварительная работа: учащиеся приносят фотографии членов семьи
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.