стимулирование движения творческой мысли в новых направлениях;
г) установление основных, перспективных задач беседы;
д)принятие решений; е) оперативная подготовка (сбор материалов, рабочий план и т.п.);
ж) аргументирование;
з) мысленная репетиция;
и) опровержение доводов собеседника;
2 Выявите правильное соответствие видов собеседников и приемов общения с ними, при необходимости внесите ваши дополнения:
Таблица 2.
Абстрактный тип собеседника |
Как с ними общаться |
1 Вздорный человек, «нигилист» |
- заинтересовать его в обмене опытом; - спросить его: «Кажется, вы не совсем согласны с тем, что было сказано. Конечно, нам всем было бы интересно узнать, почему?» |
2 Позитивный человек |
- обсудить с ним и обосновать спорные моменты, если они известны до начала беседы; - дать возможность собеседникам опровергнуть его утверждения; - всегда оставаться хладнокровным и компетентным |
3 «Всезнайка» |
- нужно незаметно предложить ему и дать возможность занять равноправное положение с остальными участниками беседы; - очень полезно в диалоге с ним отрабатывать метод «да…, но» |
4 Хладнокровный, неприступный собеседник |
- все его вопросы, относящиеся к теме беседы, сразу же направлять на всех собеседников, а если он один, то переадресовывать вопрос ему самому; - на вопросы информационного характера отвечать сразу; - сразу признать его правоту, если нет возможности дать ему нужный ответ |
5 Незаинтересованный собеседник |
- время от времени напоминать ему, что другие тоже хотят высказаться; - при смелых и раскованных утверждениях дать возможность остальным собеседникам выработать и выразить свою точку зрения |
6 «Важная птица»» |
- задавать вопросы информационного характера; - придать теме беседы интересную и привлекательную форму; - задавать ему стимулирующие вопросы |
7 «Почемучка» |
- дать ему возможность подвести итоги беседы; - умеренно включиться в дискуссию |
3. Составьте глоссарий, обязательно включив в него следующие понятия по данной теме: деловое общение, деловая встреча, деловая беседа, собеседование, служебное совещание, заражение, подражание, убеждение, принуждение, внушение.
1 «Познай себя» - проведите тестирование по тестам «Ваш стиль общения», «»Умеете ли вы влиять на других людей», «Умение излагать свои мысли», «Умение слушать».
ЗАНЯТИЕ 3 (2 ч.)
Тема: Деловые переговоры
1 Понятие о переговорах.
2 Основные стадии и этапы переговоров.
3 Характеристика подходов ведения переговоров
4 Стратегия и тактика ведения переговоров. .
5 Правила, помогающие убедить партнера по переговорам.
6 Эффективность и результативность переговоров.
7 Виды вопросов, которые используют при ведении переговоров.
Темы для сообщений
1) Бесконфликтное общение в ходе переговоров.
2) Время и место проведения переговоров.
3) Правила переговоров с более сильным партнером.
4) Контрприемы против стратегии «нечестной игры».
5) Приемы побуждения партнеров сесть за стол переговоров.
6) Особенности ведения переговоров с иностранцами.
Практические задания
1 Определите лишнее:
а) Размещение участников переговоров в условиях рабочего кабинета за стандартным прямоугольным столом: угловое, позиционное, деловое, конкурирующе-оборонительное, независимое.
б) существуют следующие основные группы вопросов при переговорах: закрытые, утверждающие, ознакомительные, открытые, встречные, вопросы для ориентации, информационные, контрольные, однополюсные, альтернативные, вежливые вопросы.
2 Назовите наиболее слабое звено переговоров, обосновав свой ответ
3.Составьте обобщенную модель переговоров;
4.Определите, о каком методе ведения переговоров идет речь в следующих 4-х вариантах (вариационный, интеграции, уравновешивания, компромиссный):
1. необходимо достичь общей цели переговоров, когда их срыв будет иметь для партнеров неблагоприятные последствия;
2. обдумайте возможные контраргументы партнера, соответственно настройтесь на них и приготовьтесь использовать их в процессе аргументации;
3. партнер игнорирует взаимосвязи и подходит к осуществлению своих интересов с узковедомственных позиций;
4. предварительно выясняется, в чем заключается идеальное решение поставленной проблемы в комплексе и в чем следует видеть оптимальное решение проблемы при дифференцированном подходе к ожидаемым последствиям, трудностям.
5.Заполните таблицу «Недостатки при ведении переговоров»
«Холодный запуск» |
«Отсутствие программы» |
«Главное, чтобы меня это устраивало» |
«Пускать все на самотек» |
«Коммуникативные заморыши» |
ЗАНЯТИЕ 4 (2 ч.)
Тема: ПРИВЕТСТВИЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ТИТУЛИРОВАНИЕ
1 Знакомства. Принципы и порядок представления.
2 Этикетные правила и формы приветствия.
3 Использование титулов и званий при официальном представлении.
4 Визитная карточка: виды, требования к оформлению, использование
Темы для сообщений
1История делового этикета.
2 Секреты делового общения, или основные отличия гражданского и бизнес-этикета.
3 История визитной карточки.
4 Рукопожатие как форма приветствия.
5 Тонкости применения в обращениях личных местоимений «ты» и «вы».
6 Национальные традиции, связанные с именами и фамилиями людей в разных странах.
7Такт и бестактность.
8Деловой мир и этикет жестов.
Практическое задание:
1 Изготовить эскиз комплекта визитных карточек (личная, деловая, семейная).
2 Составить речевые этикетные формулы приветствия, прощания, выражение
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.