В.Н. Татищев ("О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах"), Д.С. Аничков ("Теоретическая и практическая арифметика", "Слово о ... понятиях человеческих"), И.И. Бецкой ("О способе и причине обучения питомцев арифметике и географии"), Ф.И. Янкович де Миерво ("Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи", "Руководство к арифметике"), Н.Г. Курганов ("Генеральная арифметика", "Письмовник"), Н.И. Новиков ("О сократическом способе учения"), А.А. Прокопович-Антонский, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, А.Ф. Бестужев и многие другие знаменитые и не очень известные авторы создавали основы той системы образования, которая функционирует до сегодняшнего дня, меняя время от времени те или иные компоненты.
В работах педагогов XVIII века прослеживается признание авторами главенствующей целью образовательной системы — нравственное воспитание учащихся. Российским педагогам этого времени были хорошо знакомы работы прогрессивных мыслителей Западной Европы: Яна Амоса Коменского (1592 - 1670), Дж. Локка (1632 - 1704), Ж.Ж. Руссо (1712 - 1778), И.Г. Песталоцци (1746 - 1827), гуманистические идеи которых не потеряли своего значения и сейчас. Педагогическая мысль России опиралась и на работы древних греков. "Сократический способ обучения" (Н.И. Новиков) на современном языке вполне можно было бы назвать "диалоговой формой обучения", формой, которая обеспечивает "субъектность" учащегося, т.е. ставит ученика в позицию субъекта обучения, дает возможность сформировать собственный взгляд на обсуждаемый вопрос, понять мнение другого. (Эта форма обучения более детально рассмотрена в одной из следующих глав.)
Еще одно суждение можно высказать по поводу педагогических работ XVIII века, по крайней мере тех, которые попали в поле нашего зрения. Авторы этих работ в большей своей части не ставят и не решают вопрос: "Чему учить?" Этот вопрос в большинстве считается как бы уже решенным. Для начальной школы, т.е. приходских школ, народных училищ — учить нужно грамоте, знанию молитв (Закона Божьего), счету: "Учить арифметике так, чтобы могли, по крайней мере, счислять, сколько меновщику надобно ..." [ 3 ] Речь идет здесь лишь о предметных знаниях, так как вопрос о знаниях этических норм, правил поведения, качеств характера и т. п. был основным в работах педагогов XVIII века. Казалось бы, что можно сделать вывод о несомненной гуманитарной направленности системы образования XVIII века в России. Однако такой вывод правомерен лишь по отношению к системе педагогических взглядов большинства педагогов-теоретиков, которые как бы не замечали противоречий между практикой обучения и этих взглядов: в практике основным средством освоения знаний было заучивание, зачастую заучивание наизусть учебного материала, содержание которого определялось взрослыми исходя из потребностей взрослой жизни и потому не обретало для детей личностного смысла. Конечно же, и здесь были исключения.
Чрезвычайно продуктивным для педагогической науки России был XIX век. Связано это прежде всего с ускорением экономического и социально-политического развития России, с началом зарождения и бурного развития промышленности, с началом вхождения России в эпоху индустриализации. В этот период становится актуальным вопрос "Чему учить?", не снимается с повестки и вопрос "Как учить?" П.Н. Милюков так характеризует отличие XVIII века от XIX в отношении образования: "До сих пор мы тоже наблюдали борьбу [между властью и общественностью - С.Ц.] из-за школы: но целью этой борьбы было по возможности уклониться от пользования школой. Эта цель и в XIX в. не сразу исчезает, — но уже с самого начала XIX в. она дополняется другою: борьбою за и против идей, которые неизбежно несло с собой образование." [ 15, с.236 ]
В XIX в. было четыре радикальных реформы высшей и средней школы и пять реформ начальной. Реформы отражали колебания государственной политики относительно образования — от демократической до реакционной. В этот период окончательно утвердилось классно-урочное обучение, постепенно выделилось классическое и реальное образование. Сложные отношения связывали школу с религией. Каждая из реформ увеличивала или уменьшала влияние духовенства и религии на школу, в особенности, начальную. В школах XIX в. расширилось число учебных предметов, в особенности естественно-научного направления. В этот же период со всей остротой встала проблема содержания образования, получаемого детьми в школьном обучении: увеличение объема знаний приводило к тому, что дети не в состоянии были их усвоить, уменьшение же объема не обеспечивало требуемый обществу уровень подготовленности выпускников разных ступеней школ к выполнению надлежащих им социальных ролей.
Обозначим ряд педагогических идей XIX в., которые имеют отношение к решаемой нами проблеме.
Английскими педагогами А.Беллом (1753 - 1832) и Дж. Ланкастером (1778 - 1838) разработана система взаимообучения в начальной школе. Согласно мнению этих педагогов дети гораздо успешнее обучают друг друга, чем это может сделать взрослый учитель. Поэтому учитель лишь помогает более старшим и знающим детям вести занятия с другими учащимися. "Члены "Союза благоденствия" Ф.П. Глинка и Ф.Н. Толстой основали Вольное общество учреждения училищ по методу взаимного обучения. Позднее в состав общества вошли С.П. Трубецкой, И.Г. Бурцев, Н.М. Муравьев, В.К. Кюхельбекер и другие декабристы." [ 15 ] Они открывали училища, школы, издавали таблицы, с помощью которых велось обучение грамоте. Все обучение в этих училищах и школах велось "в духе осознания ими [учащимися -С.Ц.] человеческого достоинства и чувства свободы." (Там же.) Отметим, что в настоящее время психологами доказано, что формирование умения учиться, формирование учебной деятельности обязательно проходит (должно проходить) этап обучения другого.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.