отображает переменную (вопрос анкеты), каждая строка — отдельное наблюдение (объект сбора информации) (рисунок 2).
Рисунок 2– Окно редактора данных: вкладка «Вид данных»
2. Т-ТЕСТ ДЛЯ НЕЗАВИСИМЫХ ВЫБОРОК
2.1ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ Т-ТЕСТА ДЛЯ НЕЗАВИСИМЫХ ВЫБОРОК
Т-тест проводится с целью определения влияния одной (независимой) переменной на другую (зависимую) переменную.
Таблица 2 – Результаты Т-теста: статистические показатели в группах
Статистика группы |
|||||
пол |
N |
Среднее значение |
Стандартная отклонения |
Среднекв. ошибка среднего |
|
Удовлетворенность качеством памперсов Libero |
мужчины |
10 |
2,30 |
1,160 |
,367 |
женщины |
11 |
2,55 |
1,128 |
,340 |
Таблица 3 – Результаты Т-теста для независимых выборок
Критерий для независимых выборок |
||||||||||
Критерий равенства дисперсий Ливиня |
t-критерий для равенства средних |
|||||||||
F |
Знач. |
т |
ст.св. |
Знач. (2-х сторонняя) |
Разность средних |
Среднеквадратичная ошибка разности |
95% доверительный интервал для разности |
|||
Нижняя |
Верхняя |
|||||||||
Удовлетворенность качеством памперсов Libero |
Предполагаются равные дисперсии |
,098 |
,758 |
-,491 |
19 |
,629 |
-,245 |
,499 |
-1,291 |
,800 |
Не предполагаются равные дисперсии |
-,491 |
18,695 |
,629 |
-,245 |
,500 |
-1,293 |
,803 |
Как видно из данных таблицы 2, всего в исследованиях приняли участие 10 мужчин и 11 женщин. Средняя удовлетворенность местом отдыха (Mean) у мужчин составила 2,30, а у женщин — 2,55.
При проведении теста Ливина проверяется следующая гипотеза: «Дисперсии распределения тестируемой величины в разных группах равны». Верность этой гипотезы определяется в зависимости от величины «Significance» («Значимость»), которая в данном примере составляет 0,758 (см. таблицу 3). Это означает, что исходная гипотеза может быть отклонена с большой вероятностью ошибки 75%, что существенно выше допустимого уровня (5%). Следовательно, исходная гипотеза верна.
T-тест проверяет верность гипотезы: «Средние величины в двух группах равны». Верность этой гипотезы проверяется в зависимости от показателя «Significance (2-tailed)». В нашем примере этот показатель составляет 0,629 (см. таблицу 4), что означает, что исходная гипотеза может быть отклонена с вероятностью ошибки 62,9%, а это выше допустимого уровня (5%). Следовательно, исходная гипотеза не может быть отклонена, т.е. сравниваемые средние величины равны с точки зрения статистики.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что разница между средним уровнем удовлетворенности местом отдыха у мужчин и женщин (2,30 и 2,55) не является статистически значимой.
Таким образом, в результате проведения Т-теста доказано отсутствие взаимосвязи между исследуемыми переменными, т.е. пол покупателя не влияет на его удовлетворенность качеством одноразовых подгузников Libero.
3. Т-тест для спаренных выборок
Т-тест для спаренных выборок применяются в том случае, когда на различные вопросы отвечает одна и та же группа респондентов. Например, покупатели оценивают качество подгузников марки Libero и подгузников других торговых марок.
Таблица 4 – Статистические показатели
Статистика парных выборок |
|||||
Среднее значение |
N |
Стандартная отклонения |
Среднекв. ошибка среднего |
||
Пара 1 |
Удовлетворенность качеством памперсов Libero |
2,43 |
21 |
1,121 |
,245 |
Удовлетворенность качеством памперсов других торговых марок |
2,62 |
21 |
,498 |
,109 |
В нашем случае, удовлетворенность качеством подгузников других торговых марок на 0,21 балла выше (но надо помнить, что при опросе использовались значения переменной «1» - полностью доволен, а «5» - совсем не доволен). Значит удовлетворенность качеством подгузников других торговых марок ниже.
В таблице 5 представлен коэффициент корреляции между оценками двух анализируемых переменных.
Таблица 5 – Коэффициент корреляции
Корреляции парных выборок |
||||
N |
Корреляция |
Знач. |
||
Пара 1 |
Удовлетворенность качеством памперсов Libero & Удовлетворенность качеством памперсов других торговых марок |
21 |
-,410 |
,065 |
Следует помнить, что чем ближе значение коэффициента к 1, тем сильнее линейная связь между переменными, то есть, чем выше уровень оценки по первой переменной, тем выше оценка второй – и наоборот.
В нашем случае коэффициент корреляции составил -0,410 при статистической значимости 0,065. Статистическая связь между переменными незначительная.
Таблица 6 позволяет сделать вывод о наличии или отсутствии статистически значимого различия между переменными, что следует из значения в столбце Sig (2-tailed).
Таблица 6 – Результаты теста
Критерий парных выборок |
|||||||||
Парные разности |
т |
ст.св. |
Знач. (2-х сторонняя) |
||||||
Среднее значение |
Стандартная отклонения |
Среднекв. ошибка среднего |
95% доверительный интервал для разности |
||||||
Нижняя |
Верхняя |
||||||||
Пара 1 |
Удовлетворенность качеством памперсов Libero - Удовлетворенность качеством памперсов других торговых марок |
-,190 |
1,401 |
,306 |
-,828 |
,447 |
-,623 |
20 |
,540 |
В нашем случае различие в удовлетворенности качеством подгузников
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.