Как следствие боковая канава из средства осушения земляного полотна превращается в свой антипод — средство увлажнения грунта земляного полотна и сохранения повышенной влажности грунта в течение значительного времени (заметно превышающего продолжительность дождя). Так как боковые водоотводные канавы устраивают на участках не высоких насыпей, в случае проложения дороги в нулевых отметках или в выемках, то каких-либо видимых, заметных глазу деформаций и (или) разрушений земляного полотна не происходит. Однако это не означает, что с земляным полотном автомобильной дороги ничего не происходит. Переувлажнение грунта по причине его подтопления водой из боковой канавы может иметь следствием значительное снижение его несущей способности и тем самым снижение прочности дорожной одежды, а также совершенно меняет состояние дорожных обочин. При съезде автомобиля на переувлажненные грунтовые обочины его колеса начинают скользить и буксовать. Возникает занос, который устранить невозможно из-за высокой подвижности фунта. Обочины становятся опасными не только для движения, но и для остановки автомобиля. У одного из авторов статьи на автомобильной дороге Москва — Волгоград был случай, когда автомобиль для остановки был выведен на обочину с переувлажненным грунтом (визуально это-' было не видно). Ввиду малой интенсивности движения по дороге снижение скорости было проведено на проезжей части, и съезд на обочину был осуществлен при скорости ниже 5 км/ч. Однако и при такой скорости возник боковой занос, к счастью, небольшой. Но основные трудности возникли при трогании автомобиля с места и выезде на покрытие проезжей части. Задние ведущие колеса буксовали даже при малом крутящем моменте, и въехать на дорожное покрытие самостоятельно оказалось невозможным без посторонней помощи. Из-за буксования на обочине в месте въезда задних колес на проезжую часть дороги мгновенно
Фактически при расчете в канавах предусматривается свободное протекание потока. Высота выступов геометрической шероховатоеп^стенок и дна (т.е. размеры загрязнений в канаве) неизмеримо меньше глубины потока воды.
Фактически канавы (неукрепленные или укрепленные одерновкой, посевом трав) немедленно начинают зарастать травой. И это меняет условия протекания воды. Вырастающая трава меняет не только величину коэффициента гидравлической шероховатости, но и другие гидравлические характеристики водного потока — смоченный периметр, площадь живого и форма поперечного сечения.
Последние два показателя начинают все больше отличаться от поперечного сечения затопленной части канавы (рис. 4).
Рис.4, а - при отсутствии значительной растительности; б - при высоте травы 1-2 см; в - при высокой траве; г - при значительном зарастании травы.
При попадании в канаву значительных по размеру (соизмеримых с размерами поперечного сечения канавы) предметов — камней, автомобильных шин и т.п. — они создают препятствия протеканию воды. В конечном итоге заполнение канав травой, отложениям грунта, камнями и техногенными предметами может привести к полному прекращению течения воды и, таким образом, к принципиальному изменению условий формирования влажности грунта земляного полотна.
В соответствии с вышеизложенным должен быть изменен гидравлический расчет водоотводных канав. Если при отсутствии или очень малой высоте травы, при укреплении канав неразмываемыми материалами можно при расчетах использовать известные формулы [1], содержащие в своем составе коэффициент гидравлической шероховатости как один из важнейших гидравлических показателей, то при наличии загрязнителей, соизмеримых
/автомобильные дороги пиУ
LI! |
ТЕМА НОМЕРА
с размерами канавы (высокой травы, больших камней, кустов и т.д.), использовать коэффициент гидравлической шероховатости затруднительно. Это хорошо видно по данным таблицы 2 [2]:
Целесообразно для расчетов использовать зависимости без явного присутствия коэффициента гидравлической шероховатости.
Расчет выполняется по формуле Шези (Q — расход потока, со — площадь живого сечения потока, v — скорость потока)
Q - т - v
в которой скорость течения выражается через коэффициент С:
где R — гидравлический радиус, i — уклон потока.
Известно [3] более 130 эмпирических и полуэмпирических выражений для определения величины коэффициента С в формуле Шези. Все они получены для различных условий протекания водного потока, с разными глубинами Дот_1=2мм до нескольких метров)гПоэтому рйулетаты рас-четов по ним значительно отличаются.
Из всей массы формул при практических расчетах наиболее широко используют лишь 7—10 зависимостей, обеспечивающих наилучшее совпадение с опытными данными. Большая часть из них получена при достаточно больших значениях гидравлического радиуса. При расчетах следует учитывать и такую гидравлическую характеристику потока, как число Рейнольдса, величина которого зависит от гидравлического радиуса и коэффициента гидравлической шероховатости. Число Рейнольдса является критерием турбулентности и ламинарности потока. При числе Рейнольдса более 500, поток считается турбулентным, при меньшем значении — ламинарным.
Одной из наиболее широко употребляемых зависимостей при расчете скорости водного потока является формула В.Н. Гончарова:
. , 6,15 • h г--------------------- ;—
К
Полученная по результатам большого количества экспериментов на открытых потоках при глубинах от 10 мм до 490 мм (при соотношении h/R от 1,0...1,33 и более), скорости течения воды от 0,01 м/с до 2,03 м/с и числах Рейнольдса от 7 до 400 000.
h-i |
При некотором упрощении формула В.Н. Гончарова записывается в виде:
v = 23,9-
Где: h — глубина, R — гидравлический радиус потока. Здесь = 23,9(h/R)15.
Причиной отмеченного выше состояния боковых водо-отводных канав является ^отсутствие или недостаточный
объем работ по их содержанию. В настоящее время вопрос содержания боковых водоотводных канав вдоль земляного полотна автомобильных дорог — очистки от препятствий, мешающих течению воды — пока не решен.
Литература
1. Справочная энциклопедия дорожника. Том 5. Проектирование автомобильных дорог. М., 2007. С. 285—287.
2. Богомолов А.И., Константинов Н.М. Примеры гидравлических расчетов. М., Автотранс издат, 1962. С. 174-232,522-527.
3. Немчинов М.В. Сцепные качества дорожных покрытий и безопасность движения автомобиля. М., Транспорт, 1985. С. 116-120.
автомобильные дороги 101
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.