Ядовитые грибы и растения Беларуси. Ядовитые животные

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

ТЕМА: "Ядовитые грибы и растения Беларуси. Ядовитые животные"

I. Научно-методическое обоснование

Полученные знания и умения необходимы студентам при изучении нервных, детских, внутренних, кожных, инфекционных болезней, хирургии, при работе врачом общей практики.

II. Цель 

1. Научить студентов составлять фитотоксинологические, зоотоксинологические характеристики ядовитых растений, беспозвоночных и позвоночных животных.

2. Проверить степень усвоения студентами знаний по ядовитым грибам, низшим и высшим растениям, животным, их фито- и зоотоксинам, клинике и профилактике отравления ядовитыми растениями, беспозвоночными и позвоночными животными.

III. Задачи

1. Знать классификацию ядовитых грибов, растений, животных, характеристику мико-, фито- и зоотоксинов, картину отравления ядовитыми грибами, низшими и высшими растениями, беспозвоночными и позвоночными животными.

2. Уметь провести токсинологическую характеристику изучаемых фито- и зоотоксинов.

3. Ознакомиться с мерами профилактики отравления растительными и животными ядами. 

IY. Содержание, хронокарта занятия

────┬─────────────────────────────────────────────────────────┬──────

N │                                                         │Время п/п│                     Этапы занятия                       │в мин.

────┼─────────────────────────────────────────────────────────┼──────

1 │                            2                            │  3

────┴─────────────────────────────────────────────────────────┴──────

1.   Вступительное слово. Ответы на вопросы.                    5

2.   Проверка знаний студентов методом фронтального опроса.    60

2.1  Ядовитость - универсальное явление в природе.  Фитотоксинология как наука, ее цели и задачи.

2.2  Классификация ядовитых грибов,  растений. Ядовитые органы растений.

2.3  Основные  токсические  вещества  растений,  механизмы  их действия.

2.4  Ядовитые микро- и макромицеты Беларуси.  Механизмы  действия их  микотоксинов на организм человека.  Клиника отравления ядовитыми грибами, профилактика отравления.

2.5  Низшие  и  высшие  ядовитые  растения Беларуси.  Механизм действия их фитотоксинов на организм  человека.  Клиника отравления ядовитыми растениями, профилактика отравления.

2.6  Зоотоксинология как наука, ее цели и задачи.

2.7  Распространение ядовитости среди животных.  Классификация ядовитых животных.

2.9  Зоотоксины, их физиологическая и фармокологическая характеристики. Факторы,  влияющие на картину отравления  животными ядами.

2.10 Ядовитые беспозвоночные  (одноклеточные,  кишечнополостные, моллюски,  членистоногие),  их зоотоксины, механизм действия. Картина отравления, профилактика отравления.

2.11 Ядовитые позвоночные (рыбы,  земноводные,  пресмыкающиеся), их зоотоксины,  механизм действия. Картина отравления, профилактика отравления.

2.12 Рациональное использование и охрана ядовитых животных.

2.13 Демонстрация таблиц по ходу разбора материала.

3.   Тестовый контроль.                                        10

4.   Подведение итогов опроса. Объяснение ООД к выполнению лабораторной работы.                                         5

5.   Выполнение лабораторной работы.                           30

6.   Проверка выполнения лабораторной работы и оценка знаний студентов.                                                10

7.   Подведение итогов занятия. Подписание зачетов.            15

ИТОГО: 135

──────────────────────────────────────────────────────────────────────

Y. Методика проведения и достижения учебно-целевых задач 

Провести учет посещаемости, обратить внимание на воспитательные моменты. Указать цель занятия, его мотивационную характеристику. Ответить на вопросы студентов по теме занятия. Провести коллективный разбор вопросов занятия с участием всех студентов группы.

По вопросу 2.1 разобрать эволюционные механизмы возникновения, сохранения и развития ядовитости среди растений.

В вопросе 2.2 рассмотреть принцип классификации ядовитых растений, их ядовитые органы.

По вопросу 2.3 разобрать механизмы действия основных групп фитотоксинов.

По вопросам 2.10, 2.11 использовать диапозитивы.

При выполнении лабораторной работы студенты заполняют таблицу "Характеристика ядовитых растений".

YI. Методическое обеспечение занятия

Таблицы:

1. Ядовитые и вредные грибы (144).

Диапозитивы:

1. (104) Рыбы (луна-рыба, рыба-прилипало).

2. (110) Рыбы хищные (сом/пиранья).

3. (111) -"- (рыба-меч/морской черт).

4. (114) -"- (электрический угорь/белуга).

5. (115) -"- (яйца акулы, скаты/лосось осетр).

6. (116) -"- (речной угорь/горчак).

7. (119) -"- (рыба-пила/история рыб).

8. (120) -"- (рыба-прыгун/чешуйчатник).

9. (367) Скорпион с добычей.

10. (368) Каракурт, тарантул, скорпион желтый, толстохвостый.

11. (374) "Португальский кораблик".

Оборудование:

1. Диапроектор Пеленг-800.

YII. Литература 

Основная:

1. Лекции.

2. Бекиш О.-Я. Л. Медицинская биология (курс лекций для студентов медицинских вузов). - Витебск, 1997. - с.175-190.

3. Биология. Под ред. Ярыгина В. Н. М., Медицина, 1985, с.545-555.

4. Слюсарев А. А., Жукова С. В. Биология. Киев, Вища школа, 1987, с.383-385.

Дополнительная:

1. Орлов Б. Н., Гелашвили Д. Б., Ибрагимов А. К. Ядовитые животные и растения СССР. - М.: ВШ, 1990. - с.10-130, 132-261.

2. Тропические болезни. Под ред. Шуваловой Е. И. М., Медицина, 1989, с.466-481.

Информация о работе