Экологические аспекты паразитизма в типе Sarcomastigophora, классах Zoomastigota и Sarcodina

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

морфологии, цикл развития, пути заражения человека, патогенное действие, лабораторную диагностику важнейших представителей жгутиковых и саркодовых, профилактику вызываемых ими заболеваний.

2. Уметь диагностировать возбудителей заболеваний человека из классов Саркодовые и Жгутиковые.

3. Ознакомиться с основными клиническими симптомами трипаносомозов, лейшманиозов, лямблиоза, трихомонадозов, амебиаза.

IY. Содержание, хронокарта занятия

─────┬────────────────────────────────────────────────────────┬───────

N  │                    Этапы занятия                       │Время п/п │                                                        │в мин.

─────┼────────────────────────────────────────────────────────┼───────

1  │                           2                            │   3

─────┴────────────────────────────────────────────────────────┴───────

1.    Вступительное слово. Ответы на вопросы.                      5

2.    Проверка самоподготовки студентов по контрольным вопросам темы.                                                   40

2.1   Паразитизм как форма экологических связей в природе, его виды. Медицинская паразитология как часть  антропоэкологии, ее задачи. Роль в развитии медицинской  паразитологии трудов В.А. Догеля, Е.Н. Павловского, К.И.Скрябина, белорусских ученых.

2.2   Характеристика паразитов и их хозяев. Пути  проникновения паразитов в организм человека. Жизненные циклы  паразитов. Чередование поколений и феномен смены хозяина.

Понятие об интенсивности инвазии. Система  "паразит-хозяин". Взаимные морфо-физиологические адаптации, возникающие в процессе ее формирования.

2.3   Паразитарные болезни,  их классификация.  Учение Е.Н.Павловского о природной очаговости заболеваний.  Биологические  основы  профилактики паразитарных заболеваний человека.

2.4   Одноклеточные - возбудители инвазионных заболеваний человека и животных. Характерные черты организации. Классификация.

2.5   Тип Sarcomastigophora. Характерные черты организации.

2.5.1  Класс Zoomastigota, важнейшие представители (трипаносомы,лейшмании, трихомонады,  лямблия): географическое распространение, особенности  морфологии, циклов развития,пути заражения человека,  патогенное  действие,  методы   лабораторной диагностики (микроскопические,  копрологические, иммунологические);  меры личной и  общественной профилактики вызываемых ими заболеваний.

2.5.2  Класс Sarcodina, важнейшие представители  (дизентерийная, кишечная, ротовая амебы):  географическое распространение, особенности морфологии, циклов развития, пути  заражения человека,  патогенное действие,  методы лабораторной диагностики (микроскопические, копрологические, иммунологические); меры личной и общественной профилактики вызываемых ими заболеваний.

3.    Тестовый контроль.                                          10

4.    Подведение итогов опроса. Объяснение ООД  по выполнению лабораторной работы.                                                             5

5.    Выполнение лабораторной работа.                             65

6.    Проверка выполнения лабораторной работы.                     5

7.    Подведение итогов занятия. Объяснение ООД  к следующему занятию.                                                     5

──────────────────────────────────────────────────────────────────────

ИТОГО:                       135

Y. Методика проведения и достижения учебно-целевых задач

Провести учет посещаемости, обратив внимание на воспитательные моменты. Указать цель занятия, мотивационную характеристику, ответить на вопросы.

Провести проверку самоподготовки студентов. При разборе вопроса 2.5.1 строение трипаносом, цикл развития, клинические проявления, географическое распространение рассмотреть по таблицам 3, 5, 6 и микропрепаратам. Строение лейшмании, цикл развития, клинические проявления и географическое распространение лейшманиозов рассмотреть по таблицам 3, 7, 8 и микропрепаратам. Строение трихомонад, различные виды трихомонад рассмотреть по таблицам 1, 9, 10. Строение лямблии, цисты лямблии, локализацию в тонком кишечнике рассмотреть по таблице 80. Виды амеб, строение дизентерийной амебы, цикл развития, клинические проявления рассмотреть по таблицам 4, 10.

Подвести итоги проверки самоподготовки. Объяснить ООД по выполнению лабораторной работы.

При изучении микропрепаратов нарисовать на доске объекты, которые студенты должных найти под микроскопом, объяснить, как оформить протокол, делать подписи и обозначения к рисунками. Студенты заполняют таблицу по эпидемиологической характеристике и дифференциальным отличиям патогенных жгутиковых.

По ходу выполнения лабораторной работы контролировать правильность выполнения заданий и производить коррекцию.

Проверить выполнение лабораторной работы.

Подвести итог занятия. Дать оценку знаний и навыков каждого студента с учетом уровня самоподготовки и выполнения лабораторной работы. Дать ООД по самоподготовке к следующему занятию.

YI. Методическое обеспечение занятия

Таблицы:

1. Trichomonas hominis (79) - 2 шт.

2. Лямблия - возбудитель лямблиоза (80) - 2 шт.

3. Жизненные формы трипаносом и лейшманий, патогенных для человека (81) - 3 шт.

4. Цикл развития дизентерийной амебы (82) - 2 шт.

5. Цикл развития возбудителя африканского трипаносомоза (83) 2 шт.

6. Цикл развития возбудителя американского трипаносомоза (84) 2 шт.

7. Цикл развития возбудителя кожного лейшманиоза (85) - 2 шт.

8. Цикл развития возбудителя висцерального лейшманиоза (86) 3 шт.

9. Трихомонады - возбудители трихомонадозов (87) - 3 шт.

10. Патогенные и непатогенные амебы человека (88) - 3 шт.

Микропрепараты:

1. Трипаносома - 25 шт.

2. Лейшмания - 20 шт.

Диапозитивы:

1. (306) Амеба.

2. (308) Питание амебы.

3. (311) Амеба. Инфузория.

4. (312) Размножение простейших.

5. (313) Амеба.

6. (314) Питание амебы.

7. (315) Эвглена.

8. (318) Амеба. Инфузория.

9. (319) Размножение простейших.

10. (320) Назвать простейших.

Оборудование:

1. Микроскопы Биолам Р-11.

2. Иммерсионное масло.

3. Диапроектор Пеленг-800.

YII. Литература

1. Лекция.

2. Бекиш О-Я. Л. Медицинская паразитология: учебное пособие. Вит.мед.ин-т. Л., 1989, с.3-30.

3. Биология. Под ред. В. Н. Ярыгина, М., Медицина, 1984, с.403-439, 519-523.

4. Слюсарев А. А., Жукова С. В. Биология. Киев, Высшая школа, 1987, с.312-329.

5. Тропические болезни. Под ред. Шуваловой Е. П. М., Медицина, 1989, с.254-288.

6. Найт Р. Паразитарные болезни. М., Медицина, 1985, с.12-27, 34-37, 49-50, 67-73, 75-78.

7. Бекиш О.-Я. Л., Храмцова Л. А. Практикум по биологии и общей генетике. Витебск, 1997, тема N 26.

8. Бекиш О.-Я. Л. Медицинская биология. Витебск, 1997, лекция N 21.


ХАРАКТЕРИСТИКА ПАТОГЕННЫХ ЖГУТИКОВЫХ

┌─────────────────┬─────────────────────┬───────────────────────┬────────────────────┬────────────────────┐

│                 │Возбудитель кожного  │Возбудитель висцераль- │Возбудитель африкан-│Возбудитель болезни │

│                 │лейшманиоза          │ного лейшманиоза       │ского трипаносомоза │Шагаса              │

│   Признаки      │                     │                       │(гамбийская форма)  │                    │

├─────────────────┼─────────────────────┼───────────────────────┼────────────────────┼────────────────────┤

│Латинское назва- │Leishmania tropica   │Leishmania donovani    │Trypanosoma

Информация о работе