ТЕМА: "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАРАЗИТИЗМА В ТИПЕ NEMATHELMINTHES,
КЛАССЕ NEMATODA. ГЕОГЕЛЬМИНТЫ И КОНТАКТНЫЕ ГЕЛЬМИНТЫ"
(1-е занятие)
I. Научно-методическое обоснование
Полученные знания и умения необходимы студентам при изучении курса инфекционных болезней, эпидемиологии, детских болезней, патанатомии, при работе врачом общей практики.
II. Цель
1. Научить студентов обосновывать методы лабораторной диагностики нематод и определять под микроскопом половозрелых паразитов, их яйца, разрабатывать меры профилактики аскаридоза, трихоцефалеза, анкилостомидозов, энтеробиоза.
2. Проверить степень усвоения студентами знаний по характеристике типа Nemathelminthes, морфологической характеристике, путям заражения человека, патогенному действию нематод, методам лабораторной диагностики и профилактики вызываемых ими заболеваний.
III. Задачи
1. Знать характеристику типа Nemathelminthes и класса Nematoda, географическое распространение, особенности морфологии, циклы развития, пути заражения человека, патогенное действие круглых червей и профилактику вызываемых ими заболеваний.
2. Уметь диагностировать возбудителей аскаридоза, трихоцефалеза, анкилостомидозов, энтеробиоза.
3. Ознакомиться с основными клиническими симптомами изучаемых нематодозов.
IY. Содержание, хронокарта занятия
────┬──────────────────────────────────────────────────────────┬──────
N │ Этапы занятия │Время п/п│ │в мин.
────┼──────────────────────────────────────────────────────────┼──────
1.│ Вступительное слово. Ответы на вопросы. │ 5
2.│ Проверка самоподготовки студентов по контрольным вопро- │
│ сам темы методом фронтального опроса. │ 45
2.1│ Тип Nemathelminthes. Общая характеристика и классифика- │
│ ция. │
2.2│ Класс Nematoda , его характеристика, приспособления к │
│ паразитическому образу жизни. Эпидемиологическая клас- │
│ сификация круглых червей. │
2.3│ Важнейшие представители класса Nematoda (геогельминты и │
│ контактные гельминты) - возбудители заболеваний челове- │
│ ка (аскарида, власоглав, анкилостома, некатор, угрица, │
│ острица): географическое распространение, особенности │
│ морфологии, циклы развития, пути заражения человека, │
│ методы лабораторной диагностики (макро- и микроскопичес-│
│ кие, копрологические, иммунологические); меры личной и │
│ общественной профилактики вызываемых ими заболеваний. │
2.4│ Механизмы болезнетворного влияния геогельминтов и кон- │
│ тактных гельминтов на организм человека. │
3.│ Тестовый контроль. │ 10
4.│ Объяснение ООД по выполнению лабораторной работы. │ 5
5.│ Выполнение лабораторной работы. │ 50
6.│ Проверка выполнения лабораторной работы. │ 15
7.│ Подведение итогов занятия. Объяснение ООД к очередному │
│ занятию. │ 5
────┴──────────────────────────────────────────────────────────┴───────
ИТОГО: 135
Y. Методика проведения и достижения учебно-целевых задач
Провести учет посещаемости, обратив внимание на воспитательные моменты, указать цель занятия, мотивационную характеристику темы, ответить на вопросы. Проверить самоподготовку студентов методом фронтального опроса.
По вопросу 2.1 использовать таблицу 2. По вопросу 2.3 морфологию, цикл развития, патогенное действие аскариды, диагностику и профилактику аскаридоза рассмотреть по таблицам 4, 5. При изучении морфологии, цикла развития, патогенного действия власоглава и лабораторную диагностику трихоцефалеза разобрать по таблице 7. Морфологию, цикл развития, патогенное действие анкилостомид, лабораторную диагностику анкилостомоза и некатороза рассмотреть по таблицам 8, 9. Морфологию, цикл развития, патогенное действие острицы и лабораторную диагностику рассмотреть на таблице 7. На таблице 1 показать яйца круглых червей.
По вопросу 2.4 разобрать механизмы болезнетворного действия геогельминтов и контактных гельминтов на организм человека.
В музее при изучении макропрепарата "Аскарида, половозрелая форма (самец и самка) обратить внимание на размеры и форму тела паразита. При изучении макропрепарата "Внутреннее строение аскариды" показать студентам пищеварительную, половую, выделительную, нервную системы нематоды.
Студенты изучают и зарисовывают следующие препараты:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.