Философия Средневековья и эпохи Возрождения. Условия и особенности формирования философии средних веков. Патристика – становление средневековой философии. Схоластика – сущность, этапы развития, особенности поздней схоластики

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Белорусский Государственный Университет Транспорта

                                      Кафедра “Философия “

               Отчет на тему

“Философия средневековья и эпохи   Возрождения ”

Выполнил                                                                         Проверил студент гр. ЭМ-21                                                            доцент

Конопляник П.С.                                                              Хорошко Г.И.

План :

1. Условия и особенности формирования философии средних веков.

2. Патристика – становление средневековой философии.

3. Схоластика – сущность, этапы развития, особенности поздней   

     схоластики.

4. Естественно – научные знания эпохи Возрождения  и построения

    новой картины мира .

1. На философию средневековья  большой отпечаток накладывали экономическая и политическая раздробленность, преобладание натурального хозяйства, неразвитость общественного производства  и экономических связей, засилье церкви и духовенства.

Все это привело к борьбе двух основных направлений  материализма и идеализма.

Исходным пунктом философских размышлений стали догматы Священного писания . Познание природы рассматривалось как нечто греховное, запретное. Предпочтение отдавалось не науке, а вере. Философии грозило полное вырождение в схоластику.

В период раннего средневековья философия, в которой преобладали материалистические идеи, была представлена арабскими мыслителями. Наиболее выдающиеся из них — Ибн-Синна и Ибн-Рушд.

Учение Ибн-Синны направлено против догм ислама и религиозно-идеалистической философии. Ибн-Синна исходил из того, что необходимым абсолютным бытием, первой действительностью  является Бог. Материальный же мир возникает самопроизвольно путем  эманации из Бога. Ибн-Рушд доказывает, что материя вечна, несотворима и неучтожима. Ничто в материи не исчезает и не возникает.

Учения Ибн-Рушда и Ибн-Синны оказали большое влияние на развитие прогрессивной западноевропейской схоластики XI – XIV вв., номинализма.

2. Схоластика  : от греч. – школьный  — средневековая “школьная философия”, представители которой схоласты – стремились дать теоретическое обоснование религиозному мировоззрению. Философским базисом схоластики служили идеи античной философии Платона и особенно Аристотеля, взгляды которого схоласты приспосабливали к своим целям. Большое место в средневековой схоластике занимал спор об культурных универсалях. Исторически схоластика разделяется на несколько периодов :

-  для ранней схоластики (9-13 вв.) характерно влияние неоплатонизма;

-  классическая схоластика (14-15 вв.) – господствовал христианский аристотеизм;

-  поздний (15-16 вв.) – борьба католической церкви против Реформации.

С 19 века начинается оживление схоластики, которая объединяет различные школы католической философии.

Схоласты пытаются рассматривать проблемы нерасчлененно. Абеляр считал, что они образуют общие знания (теология, философия, наука). Древние схоласты рассуждали:

“Нам нужна вера, чтобы понять, что сотворил Бог. Нам нужны знания для того, чтобы верить”.

В этот период средневековья появились 2 подхода к этой проблеме (проблеме истины) :

-  1-я концепция – реалистов;

-  2-я концепция – номеналистов.

Номеналисты признавали первичность вещей и вторичность их имен, заложили уже материалистическую и реалистическую концепцию.

Крупнейший мыслитель схоластики – Фома Аквинский (1225-1274). Его философия получила название реализм и просуществовала в неизменном виде до наших дней – это единственная философия, которая уцелела. Он разработал целую систему обоснований, но вера и религия не противоречат друг другу.

3. Патристика – совокупность доктрин, направленных против язычества.

Самым крупнейшим философом периода патристики был Августин Аврелий. Его труды, написанные на латинском языке, оказали сильное влияние на западноевропейскую философию средневековья.

Религиозно – философская система Аврелия с одной стороны, представляет результат усвоения некоторых основоположенных принципов платонизма и неоплатонизма, приемлимых для христианского вероучения и использованных для его философского углубления, а с другой – результат отвержения и преодоления тех принципов, которые для него совершенно

Информация о работе