Учебно-методическая разработка для студентов по курсу «Этика». Предмет этической науки и ее задачи. Этика конца XIX - XX века. Высшие нравственные ценности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

дать характеристику взаимосвязи и взаимовлияния этики и других социальных наук;

·  анализировать место и роль этики в жизни человека.

Студент должен приобрести навыки и качества:

·  диалога и полемики по поводу морального выбора;

·  нравственной терпимости и определения ее пределов;

·  достижения согласия компромисса в процессе морального выбора.

            4. Основные учебные вопросы (план):

1.  Этика как философская теория морали. Понятие морали и нравственности.

2.  Основные методологические принципы изучения морали: объективность, диалектика, историзм.

3.  Этика и другие социальные науки: эстетика, социология, социальная психология, педагогика.

4.  Роль этики в сохранении и утверждении общечеловеческих ценностей.

            5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1.  В чем сходства и различия таких понятий, как "этика", "мораль", "нравственность"?

2.  Попробуйте сформулировать нравственные нормы, которые Вы могли бы назвать общечеловеческими.

3.  Чем объясняется возрастание роли нравственности в современную эпоху?

4.  Выполнима ли такая задача этики, как "учить морали"? Можно ли научить морали?

5.  В чем своеобразие этики как науки, каковы основные ее задачи?

6.  "Не считаете ли Вы, что этика - порождение человеческой слабости, т.к. она подменяет формирование собственных взглядов готовыми штампами?" Такой вопрос задал студент Х. Что бы ответили ему Вы?

7.  "Человечество подобно армии на войне, но всякая армия нуждается в дисциплине, и не достаточно того, чтобы она ей подчинялась в день сражения, она должна приучиться к ней со времен мира; без этой дисциплины гибель человечества очевидна... дисциплина, которую она должна принять, называется моралью" (А.Пуанкаре). О чем говорит ученый?

8.  Если мораль изменяется с течением времени, то почему остаются неизменными десять библейских заповедей?

9.  В чем отличие таких методологических принципов изучения морали, как диалектика и историзм?

10.Как проявляется взаимосвязь таких наук, как "этика" и "эстетика"?

11.Что больше свидетельствует о нравственном облике личности - ее поступки или мотивы этих поступков?

12.Любые ли ситуации жизни подпадают под этические нормативы? Можете ли Вы назвать ситуации "вне этики"?

            6. Задания для самоподготовки и УИРС:

1.  Этика и культура.

2.  Этика и эстетика.

3.  Этика и экология.

4.  Духовность и бездуховность: тупики и надежды.

5.  Человек для себя или для других.

            7. Литература:

            Основная:

1.  Лекционный материал.

2.  Гусейнов А.А. Введение в этику. - М., 1985.

3.  Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. - М., 1987.

4.  Зеленкова И.Л. Беляева Е.В. Этика. - Мн., 1997.

5.  Зеленкова И.Л. Основы этики. - Мн., 1998.

6.  Словарь по этике. - М., 1989.

            Дополнительная:

1.  Блюмкин Б.А. Этика и жизнь. - М., 1987.

2.  Дробницкий О.Г. Понятие о морали. - М., 1974.

3.  Швейцер А. Культура и этика. - М., 1973.

Тема 2. СТАНОВЛЕНИЕ ЭТИКО-ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В                         ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ КУЛЬТУРАХ

            1. Введение (актуальность) темы:

В пространстве этического знания особая роль принадлежит истории этики, поскольку она почти полностью заполняет его собой. Любая современная теория морали так или иначе вбирает в себя мировой опыт этических размышлений. Специфика этического знания связана, в частности, с тем, что его прошлое остается всегда актуальным. Каждая идея, оформленная даже на самых отдаленных временных отрезках истории, может внезапно актуализироваться, в очередной раз поразив человеческое сознание своей "вечной новизной".

Зарождение философско-этического мировоззрения происходило в эпоху становления классового общества и в первую очередь связано с древнейшими цивилизациями Востока - Индии и Китая. Исследование этой темы даст возможность понять тот фундамент, на котором стоит современная этика.

            2. Цель: Познакомить студентов с этико-философскими концепциями Древней Индии и Древнего Китая как отправной точкой развития этической мысли.

            3. Задачи:

Студент должен знать:

·  основные концептуальные этические модели изучаемого периода

Информация о работе