Сравнительная анатомия систем органов позвоночных: покровы тела, скелет, пищеварительная и дыхательная системы. Пороки развития систем органов у человека

Страницы работы

Содержание работы

ТЕМА: "СРАВНИТЕЛЬНАЯ АНАТОМИЯ СИСТЕМ ОРГАНОВ ПОЗВОНОЧНЫХ: ПОКРОВЫ ТЕЛА, СКЕЛЕТ, ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ И ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМЫ.

ПОРОКИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ОРГАНОВ У ЧЕЛОВЕКА"

(1-е занятие)

I. Научно-методическое обоснование

Полученные знания и умения будут использованы студентами при изучении анатомии, гистологии, патанатомии, терапии, хирургии, детских болезней, при работе врачом общей практики.

II. Цель

1. Научить студентов обосновывать механизмы развития пороков скелета, пищеварительной и дыхательной систем у человека.

2. Выяснить степень усвоения студентами знаний по сравнительной анатомии покровов тела, скелета, пищеварительной, дыхательной систем органов позвоночных.

III. Задачи

1. Знать сущность понятий "онтогенез" и "филогенез", сравнительную анатомии покровов тела, скелета, пищеварительной, дыхательной систем органов позвоночных.

2. Уметь обосновывать механизмы развития пороков кожных покровов, опорно-двигательной, пищеварительной и дыхательной систем.

3. Ознакомиться с модусами изменения онтогенеза, с понятиями "палингенезы", "ценогенезы" и "филэмбриогенезы".

IY. Содержание, хронокарта занятия

────┬─────────────────────────────────────────────────────────┬──────

N │                                                         │Время п/п│                     Этапы занятия                       │в мин.

────┼─────────────────────────────────────────────────────────┼──────

1 │                             2                           │  3

────┴─────────────────────────────────────────────────────────┴──────

1.   Вступительное слово. Ответы на вопросы.                     5

2.   Проверка знаний студентов по контрольным вопросам темы методом фронтального опроса.                               55

2.1  Индивидуальное и историческое развитие.  Биогенетический закон. Филогенез как процесс эволюции онтогенезов.

2.2  Модусы изменения онтогенеза, имеющие эволюционное значение, Гетерохронии,  гетеротопии, автономизация онтогенеза. Понятие о ценогенезах и филэмбриогенезах.

2.3  Сравнительная анатомия покровов тела позвоночных. Пороки развития покровов тела у человека.

2.4  Сравнительная  анатомия  скелета позвоночных. Изменениия скелета в процессе антропогенеза.  Пороки развития опорно-двигательной системы у человека.

2.5  Сравнительная анатомия пищеварительной системы позвоночных. Пороки развития пищеварительной системы у человека.

2.6  Сравнительная анатомия дыхательной системы позвоночных.

Пороки развития дыхательной системы у человека.

2.7  Демонстрация диапозитивов по ходу разбора вопросов темы.

3.   Тестовый контроль.                                         10

4.   Подведение итогов опроса. Объяснение ООД по выполнению лабораторной работы.                                        5

5.   Выполнение лабораторной работы.                            45

6.   Проверка выполнения лабораторной работы и оценка знаний студентов.                                                 10

7.   Подведение итогов занятия.  Объяснение ООД по очередной теме.                                                       5

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

ИТОГО:  135

Y. Методика проведения и достижения учебно-целевых задач

Провести учет посещаемости, обратить внимание на воспитательные моменты. Указать цель занятия, его мотивационную характеристику. Ответить на вопросы студентов по теме занятия. Провести коллективный разбор вопросов темы.

В вопросе 2.1 разобрать понятия "онтогенез" и "филогенез", объяснить сущность биогенетического закона.

По вопросу 2.2 разобрать сравнительную анатомию покровов тела позвоночных, производные кожи. Как итог вопроса, указать основные направления эволюции покровов тела.

Для изучения сравнительной анатомии скелета позвоночных (вопрос 2.4) использовать диапозитивы 236, 238. Отметить пороки развития опорно-двигательной системы. Указать основные направления эволюции скелета позвоночных. Отметить изменения скелетной мускулатуры в эволюционном аспекте.

Разобрать сравнительную анатомию пищеварительной системы позвоночных (вопрос 2.5) и пороки развития (болезнь Гиршпрунга).

Лабораторная работа включает составление таблиц "Сравнительная характеристика покровов тела позвоночных" и "Сравнительная характеристика скелета позвоночных".

Подвести итог занятия. Проверить протоколы лабораторной работы. Дать оценку знаний каждого студента по теме. Дать ООД к следующей теме.

YI. Методическое обеспечение занятия 

Таблицы:

1. Сходство зародышей позвоночных (57).

2. Ценогенезы (69).

3. Филэмбриогенезы (70).

Диапозитивы:

1. Пищеварительная, нервная, кровеносная системы лягушки (236).

2. Скелет рыбы и лягушки (238).

3. Сравнить животных (жаба, лягушка, тритон) (239).


YII. Литература

Основная:

1. Лекции.

2. Биология. Под ред. Ярыгина В. Н. М., Медицина, 1984, с.285-288, 298-330.

Информация о работе